|
Разработчики офисного программного обеспечения давно не стесняются, рекламируя свой товар, напирать на его «шпионские» возможности, - сообщает Росбалт. «Если, например, установить программу VoiceSpy на компьютерах на работе в офисе, можно будет прослушивать разговоры сотрудников или подчиненных и, возможно, это позволит получить важную для вас информацию», — в открытую расхваливают свой продукт разработчики. Подобные программы используют для слежения за разговорами, которые ведутся через определенный компьютер в различных VoIP интернет-«звонилках». Они позволяют вести прослушивание Skype, ICQ, Mail-agent и любых других программ для голосового общения в сети. И это не единственный пример. Среди производителей таких систем стало уже традицией заманивать потенциального покупателя перспективой «шпионских игр». Например, анонсируя выход на рынок версии 3CX Phone System v. 8 ее создатели не преминули подчеркнуть, что «в новой версии реализованы расширенные возможности колцентра» и в частности — «функция «Call Barge-In» («вклинивание» в разговор), которая позволяет руководству прослушивать разговоры подчиненных». И такие системы на сегодняшний день установлены более чем в 10 тыс. компаний по всему миру. Помимо «окучивания» телефонных разговоров, есть программы, способные отслеживать электронную переписку подчиненных, видеонаблюдение, как через персональный монитор работника, так и через скрытно установленные видеокамеры. То есть при нынешних технических возможностях начальство, появись у него такое желание, легко может отследить любой шаг своего сотрудника. И такое желание — далеко не редкость. По результатам опроса портала SuperJob.ru, контролирует переписку своих сотрудников по корпоративной электронной почте 28% российских компаний, 7% отслеживают коммуникации при помощи интернет-мессенджеров, а 3% – общение по Skype. «Неудивительно, что контролировать сотрудников чаще предпочитают в крупных компаниях, — уточняют в SuperJob.ru. — Как правило, у таких фирм для этого больше возможностей. И если среди небольших организаций (численность персонала до 50 человек) всю электронную корреспонденцию (почту, мессенджеры, Skype) отслеживает менее трети (30%), то среди работодателей, у которых трудится свыше 5000 человек, – более половины (52%)». Ряд российских компаний в вопросах контроля за подчиненными ищет компромиссные варианты. Например, там, где должностные обязанности не требуют постоянного присутствия «на связи», сотрудников элементарно от этой связи «отсекают». Так, по словам источника в «Номос-банке», многие подразделения этой финансовой структуры просто отключены от Интернета. По данным SuperJob.ru, лишены возможности пользоваться электронными средствами коммуникации сотрудники в 13% отечественных организаций. В других компаниях практикуется лимитирование времени телефонного разговора — через 5, 10 или 15 минут телефонная связь автоматически обрывается. Чтобы в какой-то мере обезопасить себя от судебных исков за нарушение тайны переписки, работодатели изобрели три модели отношений. Либо каждый работник заранее устно извещается об отслеживании его сетевой и телефонной активности, либо работники дают письменное согласие на ознакомление с их перепиской и иными сообщениями, либо «слежка» ведется тайно, а письменное разрешение на вскрытие переписки у подчиненного берется только при расследовании инцидента. Однако особой правовой силы эти меры не имеют. Впрочем, массовая правовая безграмотность россиян давно стала притчей во языцех. И слежку за подчиненными практикует не только частный бизнес, но и государственные институты. В марте нынешнего года волгоградские следственные органы решали вопрос о возбуждении уголовного дела по фактам установки прослушивающих устройств в одной из районных администраций города (сотрудникам администрации было дано указание подписать согласие на прослушивание телефонных разговоров). Похожие сообщения в этом году приходили и из других регионов, но подавались не с точки зрения нарушения прав человека, а с некоторым даже административным восторгом — как антикоррупционные инициативы. В силу лучшей технической продвинутости Запад в данном вопросе Россию давно перегнал. Например, там практикуются такие методы оценки эффективности труда подчиненного, как замер скорости, с которой он стучит пальцами по компьютерной клавиатуре. А по результатам исследования журнала Fortune, накапливают и при необходимости используют медицинскую информацию о человеке (данные о его болезнях, травмах, употреблении алкоголя и наркотиков и т.д.) 35% ведущих компаний США.
|
|