|
По мнению экспертов в области информационной безопасности, сегодня увеличивается количество угроз спутниковым навигационным системам. Распространенными являются атаки, нацеленные на приглушение спутникового сигнала (так называемый джемминг). Для таких атак существует широко доступное оборудование. Но хакеры разработали ещё более изощрённые способы нападения, которые позволяют искажать информацию, выдаваемую пользователю на дисплее спутникового приёмника. Серьёзность проблемы состоит в том, что риску подвержены не только отдельные частные пользователи спутниковых навигационных систем, но и национальная критическая инфраструктура. Вопросы, связанные с безопасностью навигационных систем, обсуждались на конференции в Национальной Физической Лаборатории Великобритании в Теддингтоне. Как отмечают исследователи, помехи спутниковым сигналам могут создаваться случайно (например, благодаря пиратским телевизионным станциям) и преднамеренно. Военные уже давно научились “забивать” GPS специальным сигналом, формируемым на той же частоте. Целью такой атаки является вывести из строя навигационную систему врага, а для её осуществления требуется серьёзное дорогое оборудование. Но в последнее время в продаже через интернет появилось множество компактных “джеммеров”, которые стоят менее 100 фунтов стерлингов, и их количество стремительно растёт. Несмотря на малые габариты, такое устройство способно мешать работе спутниковых навигаторов в радиусе действия порядка нескольких десятков километров. Ещё одним достоинством этих устройств является сравнительно большое время автономной работы – несколько часов. Более мощные версии “джеммеров” позволяют “глушить” не только спутниковые навигаторы, но и также мобильные телефоны. Не менее опасной является возможность подмены навигационных данных, что позволяет обмануть пользователя. Пока что такие симуляторы могут создать лишь отдельные специалисты, и они не доступны в широкой продаже. Но инженер-консультант и бывший президент Королевского института навигации Дэвид Ласт (David Last) уверен, что такой инструмент может попасть в руки криминалитета уже в ближайшие год-два. Это даст новый толчок развитию грабежей автомобилей на дорогах, кораблей с ценным грузом, так как жертву можно будет обмануть и завлечь на ложный путь. К сожалению, проблема пока остаётся нерешенной. Важно отметить, что описанным на конференции типам атак на спутниковые навигационные системы подвержена не только популярная GPS, но и также российская ГЛОНАСС, и находящаяся в процессе разработки европейская Галилео. Относительно более защищенной считается радионавигационная система наземного базирования eLoran, но она не является широко распространенной. Впрочем, не только хакеры представляют угрозу спутниковым навигационным систем. Природные стихии также способны нарушить их работу.
|
|