Куда интереснее наблюдать за реакцией японского правительства, члены которого все последние недели с пеной у рта доказывали, что это недружественный шаг. Даже посла на ковер вызвали и как маленького котенка отчитали за то, что опять мимо песка накапал. Размахивали перед телекамерами договором о мире, который до сих пор не подписан. Угрожали, что Россия и Япония так и останутся навеки в подвешенном состоянии «войны». Хотя представить себе сейчас бойню между двумя странами — это разве что авторы манги могут.
Или разработчики игр. Так, сценаристы студии Platinum Games решили вновь воспользоваться удобным и проверенным временем шаблоном: сделать русских главными злодеями в экшене Vanquish. В итоге на сцене появился восседающий на импровизированном троне путиноподобный дядечка, одним кивком головы крушащий города... США. Вот только почему здесь нет японцев? Читайте дальше!
Чуть выше... Так... Еще немного...
Премьер-министр Японии — традиционно скучный персонаж. Это, как правило, сухенький мужчина в строгом костюме с фарфоровой маской вместо лица. Может ли он что-то противопоставить местному Путину? Риторический вопрос. А вот плоскогрудая американка с демократическими замашками и начесом а-ля Пугачева двести лет назад пощекотать нервишки может. Она объявляет войну красной чуме и отправляет главного героя разобраться с, если пользоваться лексиконом Новодворской, вонючими комуняками.
На этом, собственно говоря, осмысленная часть сценария заканчивается. Дальше — только якобы искусная работа по созданию образов персонажей. Здесь все статично и плоско. Есть вечно курящий ГГ, нервный малый с глуповатым выражением лица. Помогает ему девочка в короткой юбчонке, в то время как оператор постоянно пытается заглянуть ей под юбку. Рядом с нами вечно ошивается какой-то верзила, местный Шварценеггер, который, поверим ему на слово, никогда-никогда не кушал стероиды. В общем, великолепная тройка заштампованных и подвергнувшихся жесткому клишированию дурачков.
И это печально, потому как за историей Vanquish следить не хочется. Диалоги писал адский сатана, вселившийся в правую руку Дарьи Донцовой. За камерой стоял Уве Болл, мечтающий снять очередной блокбастер. А за костюмы отвечала Леди Гага, с которой и так все понятно. И вот когда ты уже думаешь, а не переключить ли тебе канал и избавить воспаленный мозг от очередного выпуска цирка уродцев, игра начинает удивлять...
Реактивные двигатели, вмонтированные в костюм, «взрывают» экран.
Как говорила Милла Йовович в «Пятом элементе»: «Бадабум. Бум. Ба-аааа-да-бум». А потом: всполохи взрывов; огромные космические корабли, терпящие крушения; куча красно-синих террористов, вылезающих из каждой дырки, словно крысы. И ты стоишь в эпицентре всего этого мельтешения красок и мысленно ищешь таблетки от эпилепсии. Но «стоишь» — это фигура речи, не имеющая ничего общего с тем, что творится на экране.
Перекуры устраивать некогда, думать — тоже. Просто берешь ноги в руки и бежишь куда глаза глядят. А рядом пыхтят под тяжестью бронежилетов и шлемов союзники, орущие каждый в своей тональности нечто матерное. Все потому, что с первых же минут Vanquish задает такой темп, что ни одному экшену и не снилось.
Вот на нас плывет первая волна противников. Они прячутся по укрытиям, занимают посты у мощных пулеметов. Мы же врываемся на поле боя с криками и улюлюканьем, но тут же получаем очередь в грудь и скрываемся за ближайшей стеной. Отстреливаем врагов на расстоянии, тем самым очищая себе путь. Включаем реактивные двигатели, вмонтированные в наш комбинезон, и врезаемся в самую гущу боя. В одну группу террористов бросаем гранату. Пока их разрывает на куски, решетим из автомата оставшихся в живых.
Справившись с первой партией, поднимаемся на платформу и занимаем ключевые позиции. Не успели добежать до пулемета, как откуда ни возьмись появляется очередной марш несогласных. Теперь уже мы не захватываем базу, а обороняем ее. Словно тараканы, красноголовые полчищами вываливают на хорошо обозреваемую местность. Косим их рядами, кромсаем разгоряченным металлом плоть, думая только об одном: когда ж уже они все передохнут.
Десятисекундная пауза. Из ниоткуда появляется огромный робот, который то лазером по нашим укрытиям палит, то мириады гранат выпускает в воздух. Отстреливаем ему руки. Он трансформируется. Отстреливаем ноги. Теперь надо выбить красный мерцающий глаз-батарейку, питающий это чудовище. Носимся по всему полю брани с автоматом наперевес, выбирая удачную позицию. Находим. Стоим. Целимся. Убиваем. Занавес.
Долго скрываться не получится, рано или поздно вас «выкурят» из укрытия.
Описанное выше — не утрирование. Именно такой темп задали создатели Vanquish, изредка прерывая его небольшими видеороликами. Видимо, подспудно понимая, что не все рядовые игроки его выдержат, авторы создали специальный облегченный режим. В нем функция прицеливания работает автоматически, а потому даже самые отъявленные поклонники тормозной жидкости смогут получить удовольствие. Не возникнет проблем и с боеприпасами. Благо их рассыпано по картам столько, что голуби с Трафальгарской площади рано или поздно начали бы ими гадить.
Но все это — не попытка упрощения, а, наоборот, желание ускорить процесс прохождения. Причем в своем желании разработчики дошли до того, что пять актов займут у вас от силы часов шесть. Немного даже по нынешним меркам, но, если разобраться, никто такой темп на протяжении суток и не выдержал бы. Впрочем, даже тут не обошлось без коллекционирования. По уровням разбросаны малозаметные статуэтки, которые пригодятся для получения очередного достижения. Зачем это нужно в Vanquish — вопрос не ко мне, не я придумал. Кажется, таким образом кое-кто попытался придать нашему путешествию реиграбельности. Зря, второй раз смотреть на те же батальный сцены — удовольствие не из интереснейших.
Кроме того, расслабимся мы и в миссии, которую по местным меркам можно смело приравнивать к стелсу. Нам необходимо пробраться в одно очень-очень секретное место незамеченными, а потому по дороге к нему придется издалека выводить из строя прожекторы. Занятие практически медитативное, хотя и не лишенное интереса.
Жаль, но столь неумелая игра на контрастах ни к чему хорошему не привела. Как только с экрана исчезли миллионы противников, а взрывов стало чуть меньше, чем ни одного, сразу повылазили рожки да ножки. Вдруг оказалось, что делать здесь нечего. Да, несколько видов мощных пушек и гранат. Да, подвергаются улучшению и начинают сносить все живое в радиусе ста километров. Но это весело только тогда, когда есть кого выносить. И за пять минут тишины рейтинг проекта резко полетел вниз.
Бои с Большими Дядями запоминаются надолго. Правда, занимают считанные минуты реального времени.
Это как история о марафонце, который продолжал бежать, получив пулю в лоб. Так и Vanquish имеет значение ровно до той секунды, пока вы не пересекаете финишную черту. Потому что стоит задержаться где-то на миг, как все рушится, словно карточный домик. Отсутствие вменяемой истории начинает лезть наружу. Картонные персонажи дико раздражать. А все эти пиф-паф-ой-ой-ой превращаются в обычную адреналиновую гонку, когда бежишь сквозь тайгу от медведя сутки напролет. А бурый тем временем сидит на берегу реки и жрет жирного лосося. Так что не останавливайтесь. Поддайтесь этому безумию. А затем благополучно о нем забудьте. Хотя, признаюсь, безумие бывает упоительным.
Плюсы: ураганные бои; модифицируемое оружие; интересные схватки с боссами.
Минусы: никакой сюжет; пустые герои; финал наступает слишком быстро.