|
Еще мудрый Соломон назвал зависть «гнилью для костей» Она опасна, непредсказуема и коварна. Она портит аппетит и провоцирует бессонницу, занимает наши мысли и контролирует настроение. Она способна отравить жизнь и даже свести с ума. Она может быть желтой, как желчь, или черной, как грозовая туча. Иногда она становится ярко-красной, как кровь. Но, спорим, она никогда не бывает белого цвета? Хотя многие из нас убеждены в обратном. В русском языке даже есть соответствующее выражение, которое определяет степень нашей «радости» по поводу успехов другого человека. В один «прекрасный» день она рождается. Сначала появляется эдакий крохотный гадкий червячок. Например, в тот момент, когда мимо твоей автобусной остановки пролетает на крутой тачке бывший одноклассник, хронический троечник, забрызгав «по старой дружбе» твои дешевые джинсы. Позже возникает щемящее чувство досады и недовольства, ведь в глубине души ты был уверен, что он, в лучшем случае, работает рядовым слесарем в какой-нибудь захудалой фирмочке. В течение дня хорошее настроение улетучивается пропорционально скорости его машины, а маленький червячок превращается в зубастого монстра, который начинает грызть тебя изнутри. К вечеру приходится срочно искать успокоительное и со слезами на глазах убеждать себя, что, конечно, такую дорогущую машину невозможно приобрести за честно заработанные деньги, и, несомненно, бывший троечник когда-нибудь попадет в тюрьму и так ему и надо! Убаюкав бунтующую душу сладкими мечтами о справедливом возмездии, ты, наконец, засыпаешь. Возможно, это — не самый удачный пример. Но, если честно, сколько таких монстров иногда годами нагло и беспрепятственно питаются нашими нервами и эмоциями! Откуда же берутся эти низкие сущности человеческого естества? Вполне вероятно, что их появлением мы не в последнюю очередь обязаны дурной привычке сравнивать себя с другими. Вот у нее красивее фигура. А у него лучше квартира. А у кого-то еще так хорошо и гладко идут дела, что при воспоминании об этом просто не хочется жить. И начинаются муки «белой зависти». Это скользкое выражение подразумевает вроде бы хорошие чувства, но, как ни крути, зависть эгоистична и не умеет радоваться чужому счастью. Мудрый Соломон называл ее «гнилью для костей », и даже Сам Господь счел нужным предостеречь Свой народ в 10й заповеди. Зависть — это, прежде всего, желание выгоды для себя, и темные стороны нашего любимого «я» раскрываются в нестандартных житейских ситуациях, безошибочно выявляя наши истинные ценности и желания. Как и любым другим злом, завистью можно «заболеть». К сожалению, не у многих хватает мужества проанализировать свои чувства и поставить правильный «диагноз». Наверное, почти невозможно признать, что не такой уж ты хороший и благородный, каким считал себя до тех пор, пока твой сосед не выиграл в лотерею миллион. И твои симпатии к этому человеку непостижимым образом трансформируются в неприязнь или даже ненависть. И ты в отчаянии пытаешься разобраться, почему так изменился твой обычно ровный и дружелюбный характер. А ведь ответ прост: отдельной личности просто необходимо ощущать себя значимой среди других людей. И довольно трудно смириться с тем, что не каждому удается стать знаменитым, богатым или просто счастливым. И если этим «не каждым» оказываешься ты, возникает уверенность, что тебя недооценили, обделили, обошли, хотя, несомненно, ты заслуживаешь гораздо лучшего. Впрочем, это — опять же тупик. Ведь человек, по сути своей, ненасытен, и даже те, кто имеет много, все равно будут жаждать большего. Правда в том, что, как ни верти, а у тебя всегда не будет чего-то, что есть у других. И потому прожорливого монстра зависти невозможно удовлетворить. Но отрекаться и прятаться от него тоже не стоит. Единственный правильный выход — с ним совладать. Конечно, нелегко порадоваться за удачливого одноклассника, когда злобное существо внутри тебя мечтает, чтобы тот разбил свою машину на первом же повороте. Но, может быть, желающих сражаться со своими чудовищами вдохновит тот факт, что, по мнению ученых, запас человеческой любви и благодарности все же больше, чем запас ненависти. А психологи утверждают, что зрелая и высокоразвитая личность способна контролировать свои темные желания, даже если обстоятельства подталкивают ее к низким поступкам. «Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое». Наверное не стоит пренебрегать библейскими предупреждениями. Для чего примерять на себя чью-то жизнь, добровольно отдаваясь в рабство злобе и неудовлетворенности? Ведь величественное спокойствие мудрости состоит именно в том, что она не гонится за суетными приоритетами этого мира, а с благодарностью умеет довольствоваться малым. И потом, разве так уж важно, кем мы являемся в глазах миллионов других людей, если для Творца Вселенной ты, — такой, как есть, — прекрасен и драгоценен настолько, что Он счел тебя достойным наследовать Его вечное Царство?! И Он поможет тебе избавиться от любых «болезней», научив любить той высокой и бессмертной любовью, которая «не завидует, … не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего». К счастью, добро побеждает зло не только в сказках. И если жизнь заполнена светлым, настоящим и прекрасным, ни зависть, ни корысть, и никакое другое «чудовище» не смогут посягнуть на твердыню твоего покоя. Если, конечно, ты выбираешь свободу.Когда удача улыбается не вам.
|
|