|
Как и почему зарождается мысль? Возможно ли её контролировать? И насколько это важно для человека? Развитие мышления. Мышление это основное свойство интеллекта. Но, к сожалению, основной проблемой является отсутствие у большинства людей контроля над этой исключительно важной сферой жизни человека. А вот последствием отсутствия контроля над мышлением приводит человека к алкоголизму, наркомании, психическим заболеваниям, извращениям и самоубийству. Поэтому анализ методики мышления представляет интерес собственно для каждого человека, если он хочет избавиться от многих неприятностей и обрести контроль над своими эмоциями. Начала мышления находятся в объеме памяти человека – ребёнок начинает мышление с ассоциаций, когда возникает типичный павловский условный рефлекс – память связывает несколько событий между собой. У человека, в следствии, огромного объёма памяти такого рода связи устанавливаются быстро и между самыми различными событиями. Каждый из нас с этим знаком. Типичный пример тому возникновение примет – после того, как произошло событие, оказавшее значительное воздействие на человека и привело к возникновению у человека сильной эмоции, это приводит к тому, что человек начинает анализироваться все предшествующие события в надежде, что именно это предшествие способствовало успеху. Это первый уровень мышления – АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Его особенностью является полное отсутствие контроля над мышлением, когда внешнее воздействие вызывает соответствую ассоциацию, которая вызывает следующие ассоциации. Особую роль при ассоциативном мышлении играет цель деятельности, а в этом случае главной целью становится стремление к сильным эмоциям. Потому что именно сильные эмоции определяют устойчивые ассоциативные связи. А сильные эмоции это результат воздействия подсознания на сознание-личность. Отношения между сознанием и подсознанием основывается на методике «кнута и пряника», выполнил желание-приказ подсознания – получил удовольствие-СИЛЬНУЮ ЭМОЦИЮ! Не выполнил желание-приказ – наказание: злость, досада, отчаяние, зависть и пр, туже сильную ЭМОЦИЮ. Очевидно, что в этом случае о развитии личности говорить не приходится, личность полностью следует за желаниями-приказами подсознания. Главным для такой личности становится стремление к удовольствиям-эмоциям, и чем сильнее удовольствие-эмоция, тем ярче сама эмоция, тем более сильная ассоциация возникает у человека, и тем быстрее все мысли приводят человека к этой ассоциации. А значить алкоголизм, наркомания, половые извращения – и стремление к прочим удовольствиям подчиняют себе мысли, стремления и действия человека. В данном случае в пределе, как говорят математики, формируется личность, стремящаяся любым методом получить от подсознание сильную эмоцию, а значить всецело зависимая от подсознания. Но идеала достигают не все, большинство, из-за страха получения НЕПРИЯТНОЙ ЭМОЦИИ-НАКАЗАНИЯ, выбирают свой уровень, на котором и балансируют. Следующий уровень мышления – ЭВРИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. В основе этого мышления лежит умение человека задать себе ВОПРОСЫ: А ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ И ПР. Когда главной ассоциацией становится вопрос. Этот способ мышления уже требует определённого контроля над мышлением, когда в ответ на всякое желание-приказ из подсознания, на всякое событие у человека выработана новая целенаправленно воспитанная ассоциация – вопрос! Целью, которого является – желание узнать к чему приводит это событие. Эвристическое мышление порождает способность к анализу. Но глубина анализа также определяется целью деятельности, и если цель не идёт дальше стремления к удовольствию, то глубина анализа ограничится достижением чувственного удовлетворения. Это не значить, что стремление к удовольствиям является негативным, так, например, многие знакомы с юмором. А ведь юмор – это эрзац ОТКРЫТИЯ. Собственно, особенностью юмора является неожиданное решение какой-то ситуации, что и является открытием. Поэтому огромное удовольствие получают исследователи-учёные, которые благодаря своим исследованиям, делая открытие и получают от этого удовольствие. Отсутствие чувства юмора определено тем, что человек просто не видит ни какай неожиданности в предлагаемом решении, неожиданное решение не вызывает у него ни какой эмоции. Эвристическое мышление переводит личность на новый уровень, личность начинает отделять свои интересы от интересов подсознания, задаёт вопрос: ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА? Свободен ли я, если мне приходится выполнять чьи-то приказы-желания и удовлетворяться чьей-то наградой. А может можно заставить этого кого-то исполнять мои желания-приказы? Вот тут возникает самый интересный вопрос: --А ЧТО, СОБСТВЕННО, ЯВЛЯЕТСЯ СМЫСЛОМ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОЗНАНИЯ-ЛИЧНОСТИ? И это уже переход к следующему уровню мышления. Следующим уровнем мышления является СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ, основанное на системном анализе. Как любой научный термин системный анализ ( в дальнейшем СА) имеет множество формулировок, каждая из которых отражает одну из его сущностей и имеет право на существование. Но главным является именно представление, которое возникает об этом явлении у человека, к сожалению большинство научно строго обоснованных формулировок как правило перегружены терминологией и абстрактны по своей сути, поэтому не вызывают у неподготовленных людей особого впечатления. Этих недостатков лишены образные модели, поэтому предпочтительнее использовать именно их. Так представление о системном анализе следует начать с пословицы "За деревьями леса не видно (не увидел)"-- когда внешний образ часностей не позволяет увидеть целого. Хорошей иллюстрацией сущности системного анализа служит представление о здании и отдельных кирпичах, из которых оно сложено. Представим себе двух человек, остановившихся, перед величественным архитиктурным шедевром, один человек застыл в благоговейном восторге и восхищении, рассматривая здание. А второй только красноречиво крутит пальцем у виска, глядя на восторг первого. Он считает, что кроме огромного количества кирпичей перед ним ни чего нет! Кто из них прав? Спорить не приходится -- правы оба! Но один владеет основами системного анализа, поэтому видит шедевр и способен испытывать восторг, а второй нет. Таким образом становится понятна главная суть системного анализа -- способность представить и видеть то, нечто, чего нет в материальном мире (в данном случае архитектурного шедевра), но что объединяет отдельные объекты материального мира (кирпичи) в единое целое. Отсюда очевидна и его роль в организации мышления. Тоесть, можно выделить его чисто научную функцию --исследования явления в качестве элемента более сложной системы, с последующим анализом взаимосвязей в системе. Самым важным аспектом системного анализа является его воздействие на мышление человека. Так, зная поступки человека (своего рода кирпичики), пользуясь методикой системного анализа вполне определяется характер этого человека (здание, составленное из этих кирпичиков-поступков). В данном случае системный анализ уже становится новым чувством, на ряду со зрением, осязванием, слухом и вкусом, так как информация эта представляется уже в новом качестве, когда человек, рассматривающий архитектурный шедевр, не исследует отдельно кирпичи и другие детали в попытке увидеть целое, ОН КОНКРЕТНО ВИДИТ ЭТО ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ -- ЗДАНИЕ. В этом отношении СА является основой интеллектуального развития человека, позволяя ему видеть окружающий мир на большую глубину. Проиллюстрировать это можно с помощью наглядного примера: заглянув к тёмную комнату, человек замечает чудовищную жабу на полу, а у окна явно затаился злодей. Но включив свет, он видит на полу подушку, а у окна сбившуюся штору. В данном примере хорошо видна бессознательная функция распознания, когда подсознание при недостатке информации, начинает на всякий случай пугать. В случае овладения методиками СА подсознание уже находится под контролем у сознания, которое имеет чёткое представление о том, что находится в комнате, и что там может происходить. Если возвращаться к научным философским формулировкам, то СА позволяет определить и исследовать качественные переходы -- "переход количества в новое качество". Когда большое количество кирпичей представляют собой уже новое качество – здание. А поступки человека -- его личность. Очевидно, что способность к СА предоставляет огромные преимущества, поэтому очень важным становятся методики освоения мышления, основанного на СА. Системное мышление позволяет увидеть самого себя как комплекс, систему взаимоотношений между сознанием и подсознанием. И в то же время каждое событие происходящее вокруг нас, это так же своего рода кирпичики, составляющие комплекс некоего огромного здания –ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, фрагмент которого мы и способны постигнуть с помощью СА.
|
|