Современные ПК-пользователи свято верят в безусловную полезность развивающих компьютерных игр. Возможность развития мыслительных способностей путем упорных и регулярных тренировок кажется привлекательной большинству клиентов. А производители игр поддерживают в них это убеждение. Британским медикам удалось разрушить распространенный стереотип. В масштабном исследовании, проведенном представителями Совета по медицинским исследованиям Medical Research Council и сотрудниками общественной организации Alzheimer Society, приняли участие более 10 тысяч британцев. Влияние развивающих игр на мозг могло оказаться совсем незначительным, поэтому исследовательской группе потребовалась помощь большого числа добровольцев. Необходимое количество участников удалось набрать среди зрителей научно-популярной программы Bang Goes The Theory, транслируемой на канале BBC One. Телезрителям предложили посетить сайт проекта и оставить заявку на участие в исследованиях. Более 50 тысяч добровольцев откликнулись на призыв, а 11 с половиной тысяч продержались до конца испытаний. По условиям эксперимента испытуемые должны были ежедневно заходить на сайт три раза в неделю и уделять тренировкам не менее 10 минут. Организаторы исследования сформировали три равные по численности группы, участники которых были отобраны случайным образом. Первая группа добровольцев выполняла задания, развивающие способности к рассуждению, навыки планирования и решения задач. Пользователям из второй группы были предложены игры, тренирующие кратковременную память, внимание, математические способности и пространственное восприятие. Оставшаяся треть участников просто отвечала на различные вопросы, пользуясь Интернетом для поиска правильных ответов. Продолжительность эксперимента составила шесть недель. Перед началом испытаний и после их окончания навыки участников были подвергнуты тщательному анализу. Ученые не отметили заметного улучшения мыслительных способностей у людей, регулярно тренирующих свой мозг с помощью игр. Многие испытуемые научились гораздо лучше справляться с игровыми заданиями, однако, приобретенным навыкам и опыту не удалось найти применения в реальной жизни. «Результаты эксперимента заставляют нас изменить свое отношение к развивающим играм, - считает Клайв Бэллард (Clive Ballard) из Alzheimer's Society, - возможно некоторые пользователи, располагая такой информацией, отдадут предпочтение более активным видам отдыха, например, пешим прогулкам».
|