Порой встречаются категорически суровые противники. Одной руки нет, во второй тесак, на лице маска. А я рядом с ним еще и карлик, которого отбрасывает выстрел из собственного дробовика.
Начало, конечно, немного ироничное, но… На самом-то деле, ближе всех к «магии» Diablo, о которой очень часто говорят те, кто пытается анализировать феномен этой игры, приблизилась именно Borderlands. Хотя, на первый взгляд, ну какой же из нее наследник проекта от Blizzard? Пушки, пустошь, инопланетяне. С таким раскладом впору Fallout убивать…
Феномен же Diablo заключается в том, что при примитивном игровом процессе оторваться от мышки с клавиатурой практически невозможно. И дело никогда не заканчивается одним прохождением. Финальные титры – так, условность. Как подзагрузка нового уровня – посмотрели десять секунд, и снова в бой.
А секрет довольно прост. И его полностью «раскусили» разработчики из Gearbox. В Borderlands вполне стандартная ролевая система – убиваем монстров, получаем опыт, растем в уровнях и развиваем умения. В отличие от игр типа Gothic или Fallout, где драка вещь прикладная, в Borderlands она – сама цель. Мы можем по несколько часов только стрелять, подрывать, бить и обижать. Даже квесты здесь предельно просты. Надо просто из одной точки добраться в другую, что-то подобрать, кого-то найти. Ну и пока мы идем, постоянно встречаются враги, тысячи врагов.
Локации действительно большие, и чтобы передвигаться быстрее – можно сесть в машинку. Она тоже стреляет, на ней можно давить противников. Но опыта за это дают чуть-чуть.
Просто же все? Вот и многие разработчики так думают. Выпускают десятки подобных проектов, но не один из них не может столь же сильно зацепить, как Diablo. Хотя, вроде бы, все составляющие есть: интерфейс, как у прародителя, море мечей и посохов, вид сверху, классы практически такие же, даже некоторые монстры и квесты похожи. Но «магии» нет, миллион раз проходить не хочется.
И вот появляется наглая Borderlands. Ни о каких покушениях не помышляет, выглядит совсем иначе – вид от первого лица, да стиль акварельный, как в Bad Day L.A.. И без единого меча он пришел, без захудалого кинжальчика – исключительно с огнестрелом ходит. И все происходит не в темном царстве-государстве, а в какой-то пустыне. Но, черт же побери, я не могу досчитаться 30 часов жизни, которые незаметно своровала игра всего за несколько дней! И не знаю, сколько еще она заберет сегодня, завтра, через месяц... Разработчики смогли сделать главное – они разбудили манчкина внутри приключенца. И пока он не получит все самое лучшее, пока не убьет финального босса на высшем уровне сложности и не найдет самую мощную пушку – он не уснет.
Господин солдат – главный лекарь в команде. Если же играет один, то становится суровым автоматчиком.
И что еще сильно привлекает в Borderlands, так это то, что помимо индивидуального развлечения, можно еще путешествовать по пустоши вместе с друзьями, в кооперативе. Разработчики поощряют командные приключения, и если вы бегаете с другими пользователями, то и вещей выпадает больше, и персонаж растет в уровнях быстрее. При этом особенно хорошо, если все четыре места в игре четырьмя разными классами.
Разрешите представить – берсерк, солдат, охотник и сирена. У каждого из них есть примерная специализация, но на первых уровнях герои практически одинаковые. Только оружием и отличаются друг от друга. Охотник, разумеется, ходит со снайперской винтовкой, берсерк предпочитает дробовик, солдат автомат, а сирена – SMG.
Но одинаковыми персонажи будут недолго. Новые уровни дают очки развития, на которые улучшаются навыки, расположенные в трех ветках. И чем ниже стоит умение, тем оно сильнее и притягательнее. Но чтобы до него добраться, надо вложить определенное количество очков в ранние «слои». Ничего нового, а потому, как и везде, невозможно создать героя суперубийцу, который одним лишь грозным видом будет отправлять в акварельные ады квадриллионы противников.
Скагзила – большая, бронированная, любит прыгать.
У остальных героев тоже есть выбор специализации. Берсерк либо повышает живучесть, либо увеличивает силу рукопашных атак, либо становится более искусным во владении оружием. Солдат делает ставку на поддержку или же на нанесении урона. У сирены свои заморочки – но такого же типа.
И благодаря тому, что ветки три, можно всегда маневрировать, выбирать более интересное сочетание, а не просто специализироваться на чем-то узконаправленно. Охотник, который сражается только при помощи сокола, напоминает похотливого импотента. Но стоит сделать птицу помощником, который клюет противников, пока снайпер отстреливает им бошки – и картина уже совсем другая.
Местное древо умений. В самом верху изображена главная особенность класса. У охотника – личный сокола.
Мы уже так сильно привыкли, что в играх этого жанра надо драться на мечах, что Borderlands смотрится действительно новаторски. Да, до него был Hellgate London, который ежесекундно кричал о том, что он обязательно прищучит Diablo, но... С таким видом от первого лица можно было только стреляться, но никак не стрелять. Пушка четко посреди экрана, тесные помещения, в которых просто неудобно биться. Это был провал.
То ли дело Borderlands. Если вы просто запустите игру, не зная о жанре, то подумаете, что перед вами классический шутер. Причем шутер дорогой, первоклассный. И дело даже не в акварели (которая просто восхитительна), сама стилистика впечатляет. Многое явно позаимствовано из Fallout, но дай бог каждому так воровать чужие идеи...
Да и сами сражения реально «зажигают» вас. Когда вид сверху, вы просто активно тыкаете мышкой, лишь направляете героя. А здесь же каждый шаг, так сказать, в ваших пальцах на раскладке WASD. Огромная собака-мутант разбегается и прыгает прямо в лицо герою, два шага в сторону, она пролетает мимо, и вы всаживаете ей пол-обоймы в бочину. В перестрелках с бандитами прячетесь в укрытия, метаете гранаты, заходите с фланга. И практически никаких отличий от какой-нибудь Call of Duty. Разве что видно, сколько урона нанесли. Белые циферки постоянно отскакивают от противников. Но для поддержания уровня манчкинства в крови – это надо. Когда играешь с товарищами, постоянно слышишь, как кто-то начинает кричать, что какой он красавчик и сейчас одним выстрелом Т-А-А-А-КОЙ урон нанес.
Стандартное зрелище при игре берсерком. Кулаки расшибают головы врагов, экран залит кровью.
Но если вам главное – пострелять, то столько врагов вы едва ли найдете где-то еще. И если после массовой перестрелки в Call of Duty вы не испытываете какого-то особого удовлетворения, то здесь наоборот. Прибили двадцать монстров – получили много опыта, собрали патроны и деньги, нашли какое-то оружие. И что очень важно, даже на высоких уровнях вы прокачиваетесь очень быстро. Вспомните все MMORPG: когда только начал играть – весело. Ибо постоянно выскакивает сообщение «Level UP!», потом вы его видите раз в неделю, в месяц. В Borderlands же с 45 дойти до 50 (последняя точка) можно за несколько часов. Вот оно, самое главное достоинство проекта – он никогда не в тягость, здесь всегда весело. Рутины нет, есть только битвы, битвы, битвы.
В игре есть возможность сразиться с товарищем. Надо несколько раз друг друга ударить в ближнем бою.
И это мы еще округлили. Разработчики заверяют, что их больше. Создатели хорошо знают, чем привлекает Diablo. Поэтому в Borderlands мы постоянно что-то находим. И поскольку действительно стоящих вещиц мало, то часто мы будем одну среднюю пушку менять на другую. Пока не найдем ту единственную, которой станем гордиться, как будто мы сами ее сконструировали.
Всего видов оружия здесь не так уж и много: автоматы, пистолет-пулеметы, винтовки, пистолеты, револьверы, дробовики и ракетницы. Зато, даже внутри, так сказать, «жанра» существует определенное деление. Винтовки бывают быстрые, но медленные, очень мощные, но с обоймой крошечной. При этом каждая пушка может обладать определенными эффектами. У одной повышенный урон, другая поджигает противника, третья порой выстреливает «молниями», у четвертой магазин расширенный. Все подтипы не перечислишь. Цифра с пятью нулями нам об этом намекает...
Но помимо разного рода обычного оружия, встречается здесь и элитное, по типу артефактов из Diablo. Оно падает с боссов и дается по сюжету. Такие пушки даже выглядят по-особенному. Есть и более простые, но тоже весьма занимательные. И чтобы указать игроку на уникальность той или иной вещицы, разработчики все оружие поделили по цветам. Белое – второй сорт, самое наиобычное. Зеленое – любопытно, часто – очень хорошо. Фиолетовое – высший класс, с кучей наворотов и интересностей. Оранжевое – легендарное.
В игре очень важно, куда именно вы попали противнику. Людям надо стрелять в голову, тогда сразу выпадает критический урон и башка взрывается. Животным желательно целиться в пасть. Ну, или же в бочины и задницу. Тогда урон возрастает.
Одно плохо – брони здесь как таковой нет. Есть только щиты (как у космических кораблей, которые принимают на себя урон), но они не так разнообразны, как доспехи в других ролевых играх. А потому с этой стороны Borderlands многое теряет.
Но даже с таким недостатком игру хочется проходить еще и еще. Каждый раз, когда вы начинаете заново, монстры подстраиваются под ваш уровень, становятся еще сильнее. Но квесты и местность не меняется. Возникает вопрос – зачем тогда возвращаться? Да чтобы найти еще оружие еще лучше, дабы еще сильнее насладиться перестрелками, когда в руках у вас великолепная фиолетовая пушка и монстров от нее просто в пыль разносит.
Так вышло, что Borderlands – это новый наркотик, который попал на наш рынок под видом шутера. Его не успели оклеймить очередным клоном Diablo, никто не ставил палки в колеса, и вот теперь у нас совсем нет свободного времени, и мы, как ошалевшие, по десять часов убиваем монстров и ищем лучшую из миллионов пушку. Обязательно попробуйте, но помните – в реальный мир тоже надо возвращаться. Мы это через силу теперь делаем.
Плюсы: отличный стиль, новаторский, нешаблонный; невероятная притягательность; боевая система, не уступающая боевикам от первого лица; реиграбельность.
Минусы: отсутствуют «доспехи»; порой низкоуровневые монстры немного достают; игра дает жить полноценной жизнью...
Видео к игре