Doom 3 BFG Edition
Допустим, вы очень любите конфеты. В одной руке у вас жвачка, а в другой — шоколадка. Идете вы однажды по улице и видите на витрине магазина цветастую коробочку с надписью «Шокожвачка». Спрашиваете вы в недоумении у продавца, что это за чудо. А он вам отвечает, что это набор из жвачки и шоколадки. Два в одном — но по цене десяти. Что бы сделали вы, исходя из экономической целесообразности? Правильно, послали бы продавца подальше.
К сожалению, игры — не конфеты. У них есть фанаты. А фанаты — существа несчастные, им приходится поглощать и оправдывать все, что связано с избранным брендом. Поэтому новый продукт id Software — Doom 3 BFG Edition, включившая в себя все три части легендарной серии, — без внимания не останется. Мы не фанаты, а беспристрастные судьи. Вот и разберемся, что у нас в коробочке.
Если этот скриншот не вызывает у вас слезу ностальгии, вероятно, вы довольно молоды.
Плохо забытое старое
Doom 3 BFG Edition — это переиздание
Doom 3. Жанр и смысл переизданий очень темны. Но интуитивно понятно, что новая версия — это как встретить очень старого друга после долгой разлуки. Игра та же, но где-то что-то подшили, что-то подлатали, что-то добавили. Из образцовых проектов реанимации классики вспоминается
Baldur’s Gate 2 Big World Project, в которую помимо оригинальной кампании вошло огромное количество неофициальных дополнений и патчей. «Проект большого мира» содержательно существенно отличался от оригинальной «Балдуры». Сразу скажем, что
BFG Edition совсем иного поля ягода.
Еще до выхода игры разработчики из
id Software вырисовывали прессе крайне многообещающую картину переизданной версии
Doom 3. Мол, это не просто новая версия — это гораздо больше. Разработчики с гордостью обещали сделать картинку ярче, ввести систему «чекпоинтов» и модифицировать фонарик.
На деле долгожданная для многих фанатов новинка обернулась той самой шокожвачкой, непонятного назначения и вкуса штуковиной, сплавленной из трех давно уже вышедших и всеми сто раз переигранных частей. При запуске
BFG Edition сразу же предложит геймеру три повода для ностальгической слезы. Первые две части
Doom хорошо адаптированы под Windows 7, поэтому если вы родились раньше девяностых, то двухмерные монстры помогут окунуться в далекую атмосферу детства. Мы же обратимся к третьей части серии, которая теперь для многих — далекое прошлое.
Время, потерянное на миссию
Doom 3 стала страшнее. Во всех смыслах. Запустив ее и попытавшись поковыряться в графических настройках, мы с ужасом обнаруживаем… что таковых нет! Все, что в силах игрока, — это изменить разрешение экрана, настроить силу эффектов motion blur и antialiasing. Подивившись этому, двигаемся дальше. На старте нас опять ожидает тройной выбор. Можно запустить оригинальную
Doom 3, официальное дополнение
Resurrection of Evil или новенькую кампанию
Lost Mission. Нас, конечно же, прежде всего интересует последняя.
Восемь лет назад эта картинка казалась революционной.
Lost Mission сразу берет с места в карьер — не дразня игрока сюжетными прелюдиями, его сразу выпускают в вольеры преисподней. Монстры в огромных количествах несутся на героя. Причем плотность появления новых видов врагов во времени крайне большая — уже через полтора часа игры мы познакомимся со всеми типами обитателей ада из оригинальной
Doom 3. А еще через полтора часа уже вся
Lost Mission будет пройдена.
Содержательная сторона не компенсирует скоротечность «утерянной миссии». Ничего радикально нового в плане геймплея нам не предложили. Игрок в устаревшем ныне коридорном режиме движется по однообразным уровням марсианской базы, выстроенным в стиле оригинала. Ситуация немного исправляется ближе к финалу, когда герой попадает в адские угодья — инфернальные ландшафты более разнообразны и колоритны.
Фишка с добавленными контрольными точками вообще осталась непонятной. Зачем они нужны, если и так можно сохраниться в любой момент? Наверное, разработчики беспокоились об игроках, страдающих амнезией.
Далее список разочарований только расширяется. Тот же набор оружия, которым истребляется тот же набор монстров. Физики в игре как не было, так и нет. Монстры ведут себя предсказуемо. В общем, геймплей безнадежно устарел, и разработчики не потрудились хотя бы немного оптимизировать его под запросы современных геймеров. Классика, конечно, вечна. Но место ей — в музее, а не на прилавках, причем за приличную цену.
Как обычно, игрок будет находить текстовые и аудиозаписи бывших обитателей лаборатории. Если интересно — можете послушать всякий треп о быте и жизни ученых. Если нет — все равно придется, ибо ученое сообщество имеет обыкновение в самом конце своих пятиминутных изречений сообщать коды от шкафчиков с полезным содержимым вроде нового оружия или патронов. Не обойдутся новые миссии и без стандартного хоррор-приема, связанного с аудиозаписями: прослушивание какой-нибудь из них обязательно закончится предсмертными душераздирающими криками. Жуть.
Всего 20 выстрелов из BFG — и можно вешать рога на стену.
Впрочем, не будем иронизировать. Новая кампания держит в напряжении. Монстры постоянно появляются из-за спины, резко выскакивают из-за углов и прячутся за закрытыми дверьми. Играть действительно страшновато.
Фонарик лучше не включатьСейчас хотелось бы сказать, что не все так плохо. И привести парочку аргументов. Но речь сейчас пойдет о графике.
Разработчики сдержали свое обещание. Они модифицировали фонарик, прикрепив его к телу главного героя. Теперь одновременно можно стрелять и освещать устаревшие текстурки
Doom 3. Сейчас кажется, что лучше бы они и оставались в тени. Графика не только не стала лучше, но и немного ухудшилась. Впрочем, ответ становится ясен, если вспомнить, что
Doom 3 BFG Edition — консольный порт. Оптимизация игры и была нацелена на консоли. Может, обладатели приставок и порадуются, но пользователям ПК тут смотреть не на что.
Хотя есть категория населения, которую картинка переиздания может приятно удивить. Это будущие обладатели шлема Oculus Rift.
BFG Edition поддерживает стереоскопическое изображение. Возможно, с ним игра и превращается в прекрасного лебедя. Но мы об этом ничего не знаем. Да и к тому же это не сделает более осмысленным выпуск издания, учитывая полное отсутствие позитивных изменений. Фонарик не в счет.
Один коридор страшнее другого.
***
Непонятно, для кого, зачем и почему разрабатывалась
BFG Edition. Чем-то это все похоже на ситуацию в зарубежной классике рока. Старенькие рок-группы вроде Deep Purple, неспособные в силу возраста и отсутствия творческого запала произвести нечто новое, устраивают гастроли по миру, перепевая старые хиты. В мире игр творцы тоже стареют и творчески нищают. А желание заработать остается.
Очень может быть, фанаты и консольщики будут довольны. Но ведь дело не в этом. После провала
Rage выход
BFG Edition можно расценивать исключительно как издевательство. Когда ждешь от компании классных серьезных вещей, а в ответ получаешь продукты, с очевидностью создающиеся исключительно с целью заработка, на душе становится обидно и тошно.
Плюсы: возможность поиграть в
Doom 1-
2; фонарик.
Минусы: ничтожно малое количество изменений; устаревший геймплей; подпорченная графика; скоротечность новой кампании.