|
Ситуация. Вашему старшему уже перевалило за четыре года, когда младший только начал ползать. Не стоит объяснять, что вы любите обоих так сильно, как может любить мать своих детей. И тем не менее понятно, что младшему сегодня нужно куда больше внимания в силу его полной беспомощности. Вы как порядочная мать постарались сделать все, чтобы старший не чувствовал себя обделенным вниманием, и он, как вам кажется, любит своего младшего братика (сестренку). Но вдруг что-то изменилось, “взрослый” стал строить малышу козни - то пюре его слопает, то погремушку отберет. Вы провели беседу и даже наказали старшего. Но стало только хуже: он испортил все пустышки и залил краской новый комбинезон малыша. Почему так происходит. Все уже догадались - ревность. Вполне естественная ревность старшего ребенка. Дети до трех лет, как правило, ее не ощущают. Более того, возникает она не сразу после рождения второго ребенка, а формируется на протяжении нескольких месяцев и достигает апогея, когда младшему исполняется 6-8 месяцев. Ребенок становится злым, даже жестоким, а его поступки не контролируются сознанием. Что делать. Не ругать и не наказывать. Наказание рассматривается старшим как агрессия конкурента и, как следствие, вызывает ответную агрессию. Если вы заметили, что ребенок изменил свое отношение к малышу - раньше он играл с ним и присматривал по вашей просьбе, теперь же так и пытается подстроить какую-нибудь пакость, - попробуйте ревнивца утихомирить. Детская ревность очень хорошо поддается лечению сказкотерапией. В арсенале любого детского психолога есть несколько подходящих к случаю сказок. Но давайте попробуем справиться с ревностью вашего малыша в домашних условиях. СКАЗКА О МЕДВЕДЯХ И МЕДВЕЖАТАХ 1. Вскрываем проблему. Ребенок не признается вам в своей ревности, он ее не осознает. Но у каждого есть своя любимая сказка. Попробуйте вместе с ним ее переиначить так, чтобы она очень хитро отражала ситуацию, возникшую в семье. Например, пусть это будет сказка “Три медведя”. Проявите творчество, придумайте свою версию: “Жили-были дед и баба, и была у них внучка Маша. Однажды бабушка нашла в огороде еще одну маленькую девочку. (Сделайте паузу и попросите ребенка продолжить фантазию, если он отказывается - продолжите сами.) Она была такая беззащитная и маленькая, что бабушка с дедушкой стали за ней ухаживать и совсем позабыли про любимую дочку Машу. Здесь поставьте точку: то, что вы сейчас произнесли, - версия происходящего у вас глазами ребенка. Вы вскрыли проблему, теперь начинайте психотерапию. 2. Корректируем поведение. Пофантазируйте, как было плохо Маше, когда она ушла из дома. Сделайте акцент на том, как бабушка с дедушкой переживали, как искали Машу. А Маша тем временем забрела к медведям и столкнулась с той же самой ситуацией, что и у нее в семье: у медведей было двое медвежат, старший обижал младшего. Маше стало жалко малыша, и она всячески ему помогала, ласкала, жалела его. Она, будучи мудрой девочкой, объяснила старшему медвежонку, как надо любить своего братика, играть с ним и дружить. За это медведи щедро наградили Машу. И когда бабушка с дедушкой ее отыскали, Маша была уже совсем другой девочкой, она стала играть со своей младшей сестренкой и больше ее не обижала. 3. Выносим мораль. Проведите аналогию сказки с тем, что происходит в вашей семье. Покажите, что ваш старший, как и Маша, сперва вел себя неправильно, но теперь он будет вести себя по-другому. Наградите ребенка, как медведи в сказке наградили Машу. Для этого подарите ему заранее приготовленную игрушку. Мораль сказки, таким образом, закрепится, и ребенок поменяет отношение к малышу. Сеанс сказкотерапии окончен. Но есть смысл возвращаться к нему всякий раз, когда возникнет новая негативная ситуация. И тогда мир в вашей семье неминуемо настанет.
|
|