|
Поисковые возможности системы Microsoft Office SharePoint Server (MOSS) 2007 образуют базу для реализации мощных механизмов, подходящих для внутренних и внешних сетей крупных предприятий. Хотя в службу Windows SharePoint Services (WSS) 3.0 входит большинство этих возможностей, только система MOSS предоставляет простые средства настройки диапазонов поиска и пользовательского интерфейса. Администраторы службы SharePoint могут настраивать систему MOSS так, чтобы обеспечивать соответствие специфическим бизнес-требованиям.
С помощью системы MOSS можно выполнять поиск различных ресурсов сети, таких как Web-сайты, общие файлы и общие папки на сервере - те ресурсы, поиск которых не поддерживает служба Microsoft Exchange Server. В стандартном наборе MOSS реализованы два улучшения механизма поиска: раздел Advanced Search с Web-интерфейсом и шаблон для создания сайта, которые администраторы SharePoint могут применять для полной настройки пользовательских интерфейсов сайтов и алгоритма поиска. Служба SharePoint предлагает два варианта отображения результатов поиска: с помощью Web-службы поиска или с помощью встроенной страницы результатов поиска. Использование Web-службы поиска, которая позволяет получить доступ к выходным результатам от внешних пользовательских приложений, требует применения навыков разработчика и не рассматривается в данной статье. Однако настройка диапазонов поиска и обращение к результатам поиска через графический интерфейс не требуют опыта в разработке систем, хотя назвать их интуитивно понятными или прямолинейными тоже нельзя.
Настройка диапазона поиска
Служба SharePoint может выбирать содержимое из большого массива ресурсов. Диапазоны поиска используются для сокращения размера массива путем выбора пользователем определенного подмножества. Назначение диапазонов помогает получить более точные результаты и при этом увеличить общую производительность процесса поиска.
Настройка диапазонов поиска в системе MOSS производится из раздела Shared Services Administration службы SharePoint Central Administration. Службы Shared Services представляют собой процессы, которые работают в фоновом режиме параллельно с Web-приложениями Microsoft IIS. Эти службы могут настраиваться из одного места и совместно использоваться сайтами на различных серверах MOSS и WSS - отсюда и их название. Поисковый механизм MOSS представлен службой Shared Services. Нужно иметь в виду, что пользователь с правами администратора на локальном сайте SharePoint не обязательно получит доступ к ресурсам Shared Services Administration.
По умолчанию в системе MOSS созданы два диапазона поиска:
Оба диапазона включают в себя множество различных сайтов. Для ограничения поиска необходимо создавать собственные диапазоны. К примеру, рассмотрим список документов в библиотеке с названием Catalog, содержащий различные столбцы, отражающие метаданные документов. При установке системы по умолчанию для того, чтобы ограничить границы поиска только данной библиотекой, необходимо выбрать библиотеку и указать пункт This List: Catalog в раскрывающемся меню для выбора диапазона поиска.
Первый пункт в раскрывающемся меню зависит от обрабатываемой страницы. Если вы находились в другой папке сайта, вам будут предложены другие варианты диапазонов, однако пункт List: Catalog исчезнет. Можно создать новый диапазон поиска, который будет отображаться в меню выбора на каждой странице. Для этого необходимо выполнить перечисленные ниже шаги.
-
Перейти на домашнюю страницу Shared Services Administration для данного сайта.
-
В разделе Search щелкнуть мышью по ссылке Search settings.
-
В разделе Scopes щелкнуть по ссылке View scopes.
-
Выбрать пункт New Scope на вкладки инструментов.
-
На странице Create Scope ввести название диапазона - текст, который будет появляться в меню выбора диапазона поиска.
-
В разделе Target Results Page щелкнуть по ссылке Specify a different page для просмотра данного диапазона и настройки имени новой страницы, например catalogresults.aspx. Если указанной страницы.aspx не существует, можно создать её, используя меню Site Actions на выбранном сайте SharePoint. Нажмите OK.
После создания нового диапазона поиска необходимо указать те данные, которые будут входить в диапазон. Это делается путем добавления правила для диапазона поиска, следующим образом.
-
На странице View Scopes щелкните по ссылке Add rules для созданного диапазона поиска.
-
На странице Add Scope Rule в разделе Scope Rule Type щелкните по ссылке Web Address.
-
В разделе Web Address в поле Folder введите путь к библиотеке.
-
В разделе Behavior установите флаг в поле Include. Нажмите OK.
Мы указали массив данных для созданного диапазона поиска. На следующем шаге настроим отображение этого диапазона в меню выбора диапазонов. Настройка выполняется с помощью страницы Site Settings сайта SharePoint:
-
Перейдите на домашнюю страницу верхнего уровня для данного сайта SharePoint.
-
Выберите пункт меню Site Actions, Site Settings, Modify All Site Settings.
-
В разделе Site Collection Administration щелкните по ссылке Search scopes.
-
Щелкните мышью по ссылке Search Dropdown.
-
На странице Edit Scope Display Group выберите созданный ранее диапазон. Как показано на экране 1, также можно изменить порядок отображения диапазонов поиска в списке и установить диапазон, используемый по умолчанию. Нажмите OK.
Настройка просмотров содержания
Поисковый механизм SharePoint время от времени осуществляет просмотр содержимого диапазона поиска. Частота просмотров настраивается через расписание поиска. По умолчанию настроен просмотр раз в сутки для стандартного диапазона поиска. После того как вы создали собственный диапазон поиска, необходимо настроить для него расписание просмотров. Можно настроить отдельно расписание для полных просмотров, создающих индекс всех данных сайта, и для инкрементальных просмотров, индексирующих только изменения в данных, произошедшие с последнего просмотра.
Полный просмотр занимает больше времени, чем частичный просмотр, и более требователен к ресурсам сервера. Поэтому рекомендуется вносить в расписание минимальное число полных просмотров и планировать их на временные окна с низкой загрузкой сервера. Частичный просмотр, однако, распознает не все типы изменений данных.
Например, изменение или удаление строки из списка не будет замечено частичным просмотром, так как этот процесс не способен обнаружить изменения в файлах.aspx. Для повторной индексации данных списка необходимо выполнить полный просмотр.
Расписания просмотров настраиваются через службу Shared Services Administration каждого сайта следующим образом:
-
Перейдите на домашнюю страницу Shared Services Administration и щелкните по ссылке Search settings.
-
На странице Crawl Settings щелкните по ссылке Content sources and crawl schedules.
-
На странице Manage Content Sources щелкните правой кнопкой мыши на источнике данных, для которых хотите создать расписание просмотров, после чего нажмите Edit. Также можно добавить новый источник данных, нажав на кнопку New Content Source на вкладке инструментов.
-
На странице Edit Content Source в разделе Crawl Schedules следует щелкнуть по одной из двух ссылок Create schedule, расположенных под раскрывающимися списками Full Crawl и Incremental Crawl.
-
В диалоговом окне Manage Schedules нужно ввести расписание выполнения просторов и нажать OK. Например, для запуска просмотра каждые два часа в течение дня требуется выбрать тип Daily в разделе Type; в разделе Settings нужно задать единицу в поле Run every для ежедневного запуска процесса; укажите значение Repeat в поле выбора Day и введите 120 в поле Every (количество минут, прошедшее между двумя просмотрами) и 1440 - в поле (время в минутах, по прошествии которого цикл необходимо повторить).
Настройка интерфейса поиска
Добавление пользовательского диапазона поиска в ниспадающее меню поиска служит примером настройки пользовательского интерфейса. Система MOSS предлагает различные дополнительные средства, такие как Web-элементы и шаблоны сайтов, которые позволят вам сконструировать интерфейс для страницы поиска и страницы результатов. Новый шаблон Search Center предназначен для обслуживания механизмов поиска. Он связан с различными Web-элементами, так или иначе используемыми при поиске данных.
Шаблон Search Center поставляется в двух вариантах: Search Center Lite и Search Center with Tabs. Шаблон Search Center Lite входит в состав наборов, поставляемых по умолчанию, - в этих наборах не активирован механизм Office SharePoint Server Publishing. Шаблон Search Center with Tabs входит в состав наборов с активированной возможностью публикаций - эта версия позволяет создавать собственный пользовательский интерфейс, включающий вкладки с различными типами поиска. Можно просмотреть активированные и доступные возможности, перейдя на административную страницу набора и щелкнув по ссылке Site collection features. Шаблон Search Center обычно имеет собственный сайт по адресу http://search center/внутри набора. Там можно создать собственный подсайт через вкладку Enterprise на странице New SharePoint Site, используя шаблон Search Center with Tabs (см. экран 2).
Настройка вкладок поиска
Вкладки используются для группировки запросов поиска и результатов по диапазонам. Расположив каждый диапазон на отдельной вкладке, можно создать различные формы поиска для каждого из диапазонов. При обращении к форме поиска пользователи задают только те поля и значения, которые применимы к соответствующему диапазону. Аналогично будут выведены только результаты, относящиеся к этому диапазону.
По умолчанию шаблон Search Center содержит две вкладки, All Sites и People. Эти вкладки появляются на домашней странице Search Center. Вкладка отвечает за поиск по всем сайтам SharePoint, а диапазон People ограничен областью My Sites. Чтобы добавить новую вкладку, надо сделать следующее:
-
На домашней странице Search Center выбрать пункт меню Site Actions, Edit Page, чтобы просмотреть Web-элементы, формирующие эту страницу поиска.
-
Нажать кнопку Add New Tab.
-
Ввести имя вкладки (например, Catalog) и страницы (например, catalog.aspx) и нажать OK.
-
Выбрать пункт меню Site Actions, Create Page.
-
Создать новую страницу.aspx с именем, использованным в шаге 3, с помощью шаблона страницы Advanced Search (Welcome Page), и после этого нажать кнопку Create.
-
В любой зоне (например, в зоне Middle Upper Left Zone) нажать кнопку Add a Web Part.
-
В диалоговом окне Add Web Parts выбрать элемент Advanced Search Box и нажать кнопку Add.
Мы добавили новую вкладку поиска с именем Catalog в шаблон Search Center, и эта вкладка содержит Web-элемент Advanced Search.
Настройка расширенного поиска
Ранее мы создали пользовательский диапазон, к которому можно обратиться из любой точки сайта, чтобы выполнить поиск по библиотеке Catalog. Теперь представьте, что в этой библиотеке есть столбец с именем Color Category. Нужно сделать так, чтобы пользователи имели возможность осуществлять поиск содержащихся в этой библиотеке документов, помеченных определенным цветом. При поиске определенного цвета (например, зеленого) с использованием стандартной формы поиска результат будет включать все документы, в тело или в метаданные которых входит слово green. Но как поступить, если пользователь хочет осуществить поиск только тех документов, которые помечены меткой green в поле Color Category? Web-элемент Advanced Search, с внесенными в него пользовательскими изменениями, поможет решить данную проблему. Вот как этого добиться:
-
Перейдите на страницу catalog.aspx сайта Search Center и выберите пункт меню Site Actions, Edit Page.
-
В окне элемента Advanced Search выберите пункт меню Edit, Modify Shared Web Part.
-
В правой части экрана появится вкладка инструментов элемента Advanced Search. Эта вкладка позволяет настроить поведение механизма поиска и надписи формы. Вкладка инструментов содержит перечисленные ниже элементы.
Окно поиска (Search Box). Этот раздел позволяет отобразить или скрыть текстовые поля для различных режимов поиска, например искать документы, содержащие ВСЕ СЛОВА, документы, не содержащие НИ ОДНО из данных слов, и так далее. Заголовки этих полей можно изменить.
Диапазоны (Scopes). Здесь можно указать, какие диапазоны должны быть предложены пользователю на выбор. Список диапазонов выглядит как поле выбора, поэтому пользователь может отметить несколько диапазонов, по которым надо проводить поиск. Также можно указать, какие группы диапазонов необходимо добавить в список. Группы диапазонов определены на странице Site Settings в разделе Site Collection Administration. По умолчанию доступны группы Search Dropdown и Advanced Search. Параметр Show the result type позволяет указать тип вывода результатов поиска, например файлы типа Microsoft Word, Microsoft Excel, PDF или HTML. Этот флажок должен быть установлен для осуществления поиска по свойствам.
Свойства (Properties). Здесь можно разрешить поиск по определенным полям. Текстовое окно Properties содержит фрагмент кода XML, который определяет, какие свойства будут отображаться в форме поиска.
Дополнительно (Miscellaneous). Этот раздел позволяет указать имя страницы результатов. По умолчанию результаты размещаются на странице results.aspx, однако можно создать и настроить собственную страницу результатов и указать путь к ней в данном разделе.
-
Разверните раздел Properties вкладки инструментов, чтобы изменить фрагмент кода XML и добавить в форму возможность выбора поиска по полю Color Category. Щелкните по элементу в виде эллипса, расположенному рядом с тестовым окном, чтобы просмотреть код XML.
-
Найдите в коде узел <PropertyDefs> и добавьте в него следующую запись (в любом месте узла):
<PropertyDef Name= "ColorCategory" DataType="text" DisplayName="Color Category"/>
-
Найдите узел <ResultTypes> с атрибутом DisplayName=All Results и добавьте в него строку (в любом месте):
<PropertyRef Name= "ColorCategory"/>
-
Нажмите кнопку OK для сохранения изменений. На экране 3 видно, что когда вы обновите страницу поиска, то увидите новое доступное для выбора значение Color Category.
Управление связыванием свойств метаданных
На последнем шаге мы ссылаемся на свойство с именем ColorCategory. Служба SharePoint в данный момент не умеет осуществлять поиск по данному свойству. Необходимо определить это свойство, связав его с полем Color Category в библиотеке Catalog. Эта операция осуществляется через механизм связывания свойств метаданных. Список SharePoint и поля библиотеки также связываются друг с другом как свойства. Во время просмотра списков механизмом поиска SharePoint свойства индексируются и в дальнейшем рассматриваются как просмотренные. Для определения отношений между свойствами списка и просмотренными свойствами используется служба Metadata Property Mappings, размещенная на странице Search Settings. К примеру, вы можете определить новое управляемое свойство с именем ColorCategory и связать его с просмотренным свойством, указывающим на поле Color Category библиотеки документов. Для этого нужно выполнить следующие шаги:
-
Перейти на домашнюю страницу Shared Services Administration и щелкнуть на кнопке Search settings.
-
В разделе Crawl Settings щелкнуть на кнопке Metadata property mappings.
-
Щелкнуть по элементу New Managed Property на вкладке инструментов.
-
Ввести ColorCategory в поле Property name.
-
Убедиться, что в поле The type of information для данного свойства выбрано значение Text.
-
В разделе Mappings to crawled properties нажать кнопку Add Mapping.
-
В диалоговом окне Crawled property selection выбрать свойство с меткой ows_Color_ x0020_Category (Text) и нажать кнопку OK. Следует иметь в виду, что все пользовательские поля в списках и библиотеках помечаются префиксом ows_ при создании индекса просмотренных свойств. Пробелы в именах полей заменяются строкой _x0020_.
-
Щелкнуть мышью на кнопке OK, чтобы сохранить свойство. Вы создали свойство, связанное с полем Color Category. После полного просмотра сайта можно начать использовать это свойство на странице расширенного поиска.
Настройка страницы результатов поиска
По умолчанию служба Search Center выводит результаты на страницу results.aspx. Можно изменить эту страницу или создать собственную страницу результатов. Рассмотрим библиотеку документов с созданным полем Color Category. Когда пользователь осуществляет поиск в диапазоне Catalog, необходимо, чтобы поле Color Category отображалось на странице результатов. Этого можно добиться, изменив маркер XSL Web-элемента Search Core Results на странице результатов.
Начнем с выполнения поиска в диапазоне Catalog, чтобы получить страницу результатов с отображением только тех элементов, которые входят в диапазон Catalog. После создания этой страницы нужно выполнить следующие шаги для получения новой страницы поиска:
-
Выберите пункт меню Site Actions, Create Page.
-
Введите заголовок (например, Catalog Results) и адрес URL (например, catalogresults.aspx) для новой страницы.
-
Выберите шаблон Search Results Page (Welcome Page) и нажмите кнопку Create.
Появится страница catalogresults.aspx в режиме редактирования, в котором отображены различные Web-элементы страницы. Элемент Search Core Results отвечает за отображение результатов поиска. Для отображения столбца Color Category на странице результатов необходимо изменить этот Web-элемент. Для элемента Search Core Results следует выбрать пункт меню Edit, Modify Shared Web Part. В результате на экране появится вкладка инструментов со свойствами Web-элемента. Вкладка инструментов содержит следующие разделы (см. экран 4).
-
Отображение/просмотр результатов (Results Display/Views). В этом разделе вы указываете элементы записей, отображаемые на каждой странице с результатами, надписи, добавляемые на страницы результатов, и так далее.
-
Параметры запросов (Results Query Options). Этот раздел позволяет установить такие возможности, как исключение повторяющихся результатов, морфологический поиск и исключение слов-паразитов. Морфологический поиск ищет слово во всех его грамматических формах. Например, поиск по слову crawl выдаст результаты со словами crawls, crawled, crawler и так далее. Слова-паразиты, также известные как стоповые слова, - это слова, не являющиеся индикаторами содержания, например, такие как артикль the.
-
Запрос по фиксированному ключевому слову (Fixed Keyword Query). Этот раздел позволяет ввести определенное ключевое слово, которое автоматически добавляется в каждый запрос поиска.
-
Дополнительно (Miscellaneous). Здесь можно ограничить диапазон результатов поиска, а также установить такие параметры, как Show Action Links, Display Alert Me Link, Display RSS Link и так далее.
Ниже будет описан раздел Data View Properties, включающий метку XSL, которая управляет созданием страницы HTML с результатами. Продолжим процесс настройки страницы результатов:
-
Разверните раздел Results Query Options.
-
Добавьте следующую строку кода XML в узле Columns в текстовом окне Selected Columns и нажмите OK:
<Column Name="ColorCategory"/>
Помните, что мы уже описали столбец ColorCategory. Механизм SharePoint возвращает данные в формате XML. Эти данные трансформируются в формат HTML посредством маркера XSL.
-
В разделе Data View Properties нажмите кнопку XSL Editor, чтобы отобразить текстовое окно, содержащее маркер XSL, управляющий преобразованием результатов в XML-виде в формат HTML.
-
Скопируйте маркер XSL во внешний текстовый редактор, такой как Microsoft Office SharePoint Designer 2007. Пакет SharePoint Designer является редактором типа WYSIWYG, поэтому он поможет предварительно визуализировать результаты редактирования XSL кода.
-
Найдите в маркере шаблон результатов. Его первая строка выглядит следующим образом:
<xsl: template match="Result">
-
Перед первой строкой шаблона результатов введите следующий оператор:
Color Category: <xsl: value-of-select="colorcategory"/>
Обратите внимание на то, что значение colorcategory пишется в нижнем регистре, независимо от стиля его записи при связывании свойств метаданных.
-
Скопируйте и вставьте маркер XSL обратно в текстовое окно Text Entry, после чего нажмите кнопку Save.
-
Нажмите OK, чтобы сохранить изменения в маркере и в элементе.
После выполнения поиска, используя созданную форму, вы увидите, что в область результатов поиска было добавлено свойство Color Category. Похожим образом можно добавить любое свойство, входящее в метаданные.
Управление процессами поиска в SharePoint
Наверняка у вас уже появились идеи по поводу того, как можно изменить процедуру поиска в системе MOSS 2007. Алгоритмы, описанные в данной статье, хоть и кажутся простыми, могут использоваться для создания более мощных бизнес-решений, которые способны просматривать и индексировать огромные объемы данных, предоставляя пользователям возможность точной настройки процессов поиска. Создание собственных диапазонов позволяет администраторам планировать индексирование и просмотр каждого диапазона независимо: только диапазоны с частым обновлением данных нуждаются в частых просмотрах. Такая возможность не только сохраняет ресурсы сервера, но и позволяет получить более точные и актуальные результаты поиска.
|
|