|
Как обычно делаются add-on’ы к популярным стратегиям? Добавляется несколько незначительных «фишек», новая кампания, по мелочи подправляется баланс – и вот дополнение уже на прилавках магазинов, а разработчики стригут купюры с портретами американских президентов и отдыхают на Гавайях. Реже авторы утруждают себя подарками в виде свежих рас/наций. И уж совсем нечасто решаются на эксперименты, внося изменения в механику. В самом деле, зачем трогать то, что и так работает? А вдруг «не покатит», и придется идти по миру?
К счастью, студия Paradox никогда не чуралась экспериментов, постоянно выдумывая что-то новенькое. Но в add-on’е In Nomine к глобальной стратегии Europa Universalis III шведы превзошли сами себя. И теперь мы с полным правом можем сказать: «Это – совсем другая игра!»
Уже первые минуты знакомства с In Nomine повергли автора этих строк в глубочайшее удивление. Искусственный интеллект (ранее заслуживавший характеристики «средний») внезапно оказал серьезное сопротивление. Первая же затеянная со страной-соседом война завершилась нашим поражением (да не просто поражением – настоящим разгромом с исчезновением всей армии и оккупацией всех провинций). Вторая попытка тоже не увенчалась успехом, и только к третьему разу стало понятно, как справляться со значительно поумневшими оппонентами. И хотя до уровня Galactic Civilizations II (AI в которой по-прежнему остается вне конкуренции) местному «мозгу» еще далеко, спуску он не даст никому. Загнали свою армию в глубокий тыл противника? Ее отрежут от баз снабжения и уничтожат. Проиграли сражение в своей приграничной провинции? Враг не станет захватывать территорию, понимая (в отличие от Наполеона разлива 1812 года), что важнее всего уничтожить войско, а уж земли можно занять и потом. Тем более добивание армий наконец-то стало простым и недолгим делом: по новым правилам боя отступать в первые пять дней сражения запрещается, а значит главное – догнать противника. Один-два раза оказались быстрее – и он уже склеивает ласты в уголочке. А наши скоренько делятся на осадные отряды (в чем поможет новая специальная кнопка) и захватывают, захватывают, захватывают…
Русская версия
Русская версия In Nomine получила название «Европа III. Византия» – и неспроста. Ведь дата старта перенесена на полвека с лишком (на 1399 год), а значит, Восточная Римская (Византийская) империя снова с нами! Появления этой страны на карте требовали не только наши соотечественники или греки (и те, и другие понятно почему), но и немецкие, и шведские, и даже американские игроки. И «Парадоксам» (поначалу и слышать не хотевшим о «возвращении Рима») пришлось пойти на уступки. Радостно потираем лапки и отправляемся на войну с турками!
И захватывают не просто так. С выходом In Nomine в серию вернулись задания. Чаще всего от нас требуется вернуть «отчины и дедины», овладеть соседней богатой провинцией или просто отбиться от соседа. Бывают и мирные квесты – открыть пару регионов или улучшить отношения с какой-нибудь страной. Только после возвращения заданий понимаешь: свободный геймплей и самостоятельная постановка целей – это хорошо, но есть ведь у государства и постоянные интересы. Впрочем, тех, кто не любит «делать все по указке», неволить не будут – на миссии можно не обращать внимания, занимаясь любимой торговлей, строительством или войной.
Вплотную к заданиям примыкают законы (или решения). Для их принятия тоже надо выполнить некие условия, но если одновременно у страны квест лишь один, решений может быть и пять, и десять. И это только на государственном уровне, где приходится заниматься глобальными задачами (вроде объединения Италии или выдачи лицензий на торговлю алкоголем). А ведь законы можно принимать не только для всей страны, но и для отдельных провинций: установить там военкомат или посольство, заложить традицию проведения фестивалей или просто повысить налоги. Свои плюсы и минусы присутствуют: только вам решать, что выгоднее – меньший риск восстаний и повышенные доходы или же наоборот.
Индивидуальность
Повстанцы теперь обрели индивидуальность – вы встретитесь с националистами, еретиками, революционерами и т.д., и т.п. Не все они «одинаково полезны». Скажем, для растущей империи опаснее националисты, которые спят и грезят о провозглашении независимости или присоединении кусочка вашей страны к чужой державе. Но вообще-то давить любых инсургентов надо как можно раньше, а иначе последствия окажутся печальными…
Добрались умелые ручки разработчиков и до национальных идей, направляющих развитие страны в ту или иную сторону. Некоторым идеям поменяли эффекты (поклонники теории морской мощи радостно бросают в воздух бескозырки), другим изменили время появления – что-то теперь появляется позже. Та же «научная революция», раньше выбиравшаяся многими в первую очередь, нынче требует 30-го уровня торговых технологий. И пока он не достигнут, с ускоренными исследованиями придется проститься. А после… После может найтись и более выгодное применение свободному слоту под идею.
Или возьмем смену религий в провинциях. Раньше ведь как было? Посылаешь миссионера и ждешь, убедит он неверных/еретиков в своей правоте или нет. А теперь священники после отправки действуют «до победного конца» (принятия нужной веры). Да еще и кушать просят постоянно. Небогатую страну расходы на «опиум для народа» разорят моментально. Как с этим бороться? Тратить на религию по чуть-чуть, но постоянно, пока все не станут молиться так, как из столицы приказали.
Вообще, полный перечень изменений в In Nomine потребовал бы столько же места, сколько занимает весь этот обзор – тут вам и усилившиеся пираты, и переделанная система доходов от колоний, и новые возможности для того, кто контролирует Папу Римского, и расширенный список советников, и повысившееся значение престижа, и прочая и прочая. Теперь игра действительно стала другой – ярче, интереснее, сложнее. Эх, если бы все дополнения были такими…
Император
Император Священной Римской империи отныне дает гарантии всем входящим в состав этого образования странам. Так что внимательно смотрите, кому объявляете войну. А то неровен час окажетесь в смертельном противостоянии с какой-нибудь Австрией (чаще всего именно ей достается почетное право оберегать «сирых и убогих») – и можете даже проиграть.
|
|