|
Геймеры уже давно научились строить и оборонять замки, параллельно довольно успешно расправляясь с виртуальными врагами. Но города на мониторе долгое время больше напоминали походные лагеря, в то время как все силы игрока были направлены на увеличение военной мощи. И всё это с кишащими повсюду орками и эльфами. Разумно рассудив, что это может когда-то надоесть, в 2001 Firefly Studios выпустила на свет божий симулятор средневекового замка Stronghold. Конечно, сложной экономической модели в духе Civilization не было и в помине, однако ценители средневековья и рыцарства остались довольны. Возможность построить собственную крепость и почувствовать себя в шкуре правителя со всеми вытекающими – предложение очень заманчивое. Игрок мог на себе ощутить, что война – далеко не единственная забота короля, а простых крестьян она вообще заботит гораздо меньше набитого желудка и кружки доброго эля. Спустя четыре года выходит Stronghold 2 - вполне предсказуемый сиквел, учитывая радушный прием предшественника в среде игровой прессы и обычных геймеров. Вторая часть переносит нас из арабской пустыни (в которую мы были заброшены аддоном Stronghold: Crusader) обратно в средневековую Европу. Потерпевшие фиаско крестоносцы возвращаются на родную, понятную и прохладную (по сравнению с аравийским пеклом) землю. За время нашего отсутствия проблем и обязанностей только прибавилось… Средневековый город Как оригинальной Stronghold, есть замок, и есть хозяин, работу которого нам предлагается выполнять. Основа игры осталась неизменной: после постройки склада и амбара начинается полная забот жизнь мудрого правителя, и воленс-ноленс приходится мириться со всеми её трудностями. Конечно, за пару десятков минут отстроиться, собрать войско и пойти с разношёрстным отрядом громить вражеские стены, как это бывает во многих RTS, не получится. В Stronghold 2 придётся вдумчиво и без лишней спешки налаживать производство, завоёвывать почтение подданных и только потом, когда ресурсы стабильным потоком будут поступать в закрома, перерабатываться и превращаться в предметы быта и войны, уже можно будет вплотную заняться вооружением рекрутов и обучением солдат. Конечно, десятилетиями поднимать уровень жизни не получится – мешают враги. Вполне можно увлечься заполнением амбаров и складов, забыв об укреплениях и постоянном войске, и в одночасье потерять всё, не сумев отбить набег коварного супостата. К тому же, лимитированное число жителей заставляет ограничивать производство и не захламлять карту, скажем, бесконечными лесопилками. Поначалу игра может показаться медленной, но малейшая ошибка или несвоевременное действие могут привести к плачевным последствиям. Stronghold 2 стала сложнее своего прародителя, в основном, из-за заметного расширения экономической составляющей. Если раньше выбор состоял из довольно небольшого набора самых необходимых построек в нескольких видах (городские, оборонительные, ресурсодобывающие и так далее), и в целом замок был довольно схематичным, то теперь разработчики учли больше потребностей горожан и уникальных исторических черт того времени. Например, стало больше типов рациона, а так же появилось понятие благородных сословий – для дворян существуют свои «пряники», влияющие на общественное мнение о правителе. Скажем, пока крестьяне питаются хлебом с сыром, запивая все это дело элем, господа могут позволить себе дичь и дорогое вино с фруктами. Не забыли разработчики и о том, что помимо хлеба насущного существуют и другие материальные ценности. В игре появились ткань из овечьей шерсти и воск для свечей. Эти ресурсы является достаточно ходовым товарами и можно хорошенько пополнить казну, наладив экспортное производство. Рынок в Stronghold 2 стал играть более значительную роль, нежели в первой части. Да здравствует король! Любовь и почтение народа – залог успеха. В Stronghold 2 от них зависит не только прирост населения, но и показатель Honor. Очки почести позволяют приобретать новые титулы. Игра начинается со звания «Freeman», кучки монет и малых возможностей производства. Но с каждым новым титулом становятся доступны новые постройки. Однако, как известно, большому кораблю – большая торпеда. Размеры замка и широта производства прямо пропорциональны количеству проблем у правителя. Крестьян то и дело приходится подгонять на работу, потом на полях и фермах заводятся крысы (приходится бороться с грызунами посредством соколов), дальше вдруг обострится криминальная обстановка. Заботы растут как снежный ком, и за всем надо следить и вовремя принять единственное правильное решение – почтение народа имеет свойство убывать с астрономической скоростью. Не успеете оглянуться, а люди уже покидают город. Заслуженные honor rates так же можно тратить на покупку новых земель. Да-да, Европа – не пустыня, и даже в то далекое время каждый её клочок кому-то принадлежал. А посему просто так добывать ресурсы на чужой территории никто не позволит. Выкладывайте сотню очков почести – и жители окрестных деревень с радостью примут ваш флаг. Искусство войны Конечно же, какой замок может обойтись без укреплений? Как и в первой части, оборонять и осаждать крепости мы будем по всем правилам того времени. В наличии имеется несколько типов каменных и деревянных стен, различные башни, рвы, противопехотные колья, осадные орудия: тараны, башни, осадные лестницы и многое другое. Помимо осевших на стенах лучников и арбалетчиков, появилась возможность забросать головы осаждающих камнями. Если, разумеется, от стен ещё что-нибудь останется после обстрела из огневых катапульт и баллист... И, конечно, никуда не денешься без войска – от ополченцев с виллами (между прочим – одна из самых главных сил средневековья) до закованной в броню тяжёлой кавалерии, жутко дорогой и медленно воспроизводимой. Пейзажи средневековья Внешне Stronghold 2 выглядит весьма красиво, и даже вода, порой похожая на нефть, все равно не может испортить общей картины. Другое дело, что для наблюдения всех красот потребуется довольно мощная машина – как только число юнитов и построек на карте начинает измеряться сотнями, игра серьезно подтормаживает. Впечатлявшая ранее детализация сохранена и во второй части – при близком рассмотрении стены домов становятся прозрачными, и можно даже рассмотреть тронный зал или поднимающихся по винтовым лестницам башен лучников. Перебегающие по полям крысы, и блуждающие в окрестностях ферм свиньи и коровы, так же смотрятся весьма колоритно. Довольно удобная камера способна показать юниты во всей красе. Дизайн соответствует средневековой действительности – подобные простенькие хижины крестьян и грубые башни можно обнаружить на иллюстрациях в исторических энциклопедиях. Поэтому ожидать изысков архитектуры и ярких красок не приходится. Единственное, что немного огорчает – откровенно посредственная анимация. Концерт для коровы с оркестром Назвать звуковое сопровождение удачным можно едва ли. Постоянные напоминания об отношении людей к своему господину через полчаса начинают утомлять, хотя они и призваны подстёгивать реакцию игрока, а также заставлять вовремя принимать меры, чтобы уровень почтения не падал ниже 50. К этому прилагается обязательная симфония фермы – стоит камере зависнуть над коровниками или свинарниками, и вы быстро начнёте сходить с ума от «пения» домашнего скота. Но вряд ли в средние века производственные шумы хорошо изолировались. Придётся терпеть. Что касается музыки, то она, наверно, есть, но я не заметил. Слабый фон призван просто поддерживать атмосферу, и эта цель вполне достигнута. Но в целом, всё органично и особых нареканий не вызывает. Must have? Новое творение Firefly оказалось весьма достойным продолжением хорошей и оригинальной стратегии. Stronghold 2 вполне соответствует требованиям времени, предоставляя нам качественный и интересный геймплей, приятную графику и атмосферу мрачного средневековья. Серьёзных минусов отыскать не удалось. Разве что *слишком* неспешное развитие и трудности управления городом могут прийтись по душе далеко не всем, однако поклонники серии разочарованы точно не будут. А просто хотя бы взглянуть на игру полезно всем любителям RTS.
|
|