|
Холодная весна 1943 года. Очередное наступление под Харьковом – на этот раз предпринятое немецкими войсками. Угрюмые леса, разбитые взрывами проселочные дороги, тонкие линии окопов, хриплый рев мотора «тридцатьчетверки»…
Студия Graviteam приглашает в очередной раз перечитать знакомые страницы Великой Отечественной войны. Впрочем, разработчики сдержали свое обещание и позаботились о том, чтобы «Битва
за Харьков» не стала простым повторением пройденного.
Особенности боев в средней полосе
Еще пара игр, похожих на «Линию фронта», и можно смело объявлять о том, что вслед за «русским квестом» у нас появился еще один национальный жанр: «русский варгейм». Со своей спецификой, традициями и правилами. Когда начинаешь говорить о новом творении Graviteam, так и хочется сравнить его со «Второй мировой» (и
еще немного с Panzer General, но об этом ниже), после чего подвести итог: «типичный отечественный варгейм». Даже типовые признаки при желании можно легко перечислить: события Второй мировой в основе, максимальное внимание к исторический достоверности, повышенные требования к процессору и к мозгам в голове.
Достаточно сыграть одно сражение, чтобы убедиться, что в целом «Битва за Харьков» выполнена по всем стандартам жанра. Здесь можно вызывать поддержку с воздуха, здесь необходимо постоянно проводить разведку и учитывать множество параметров для каждого юнита, причем «уровень опыта» и «моральное состояние» являются самыми простыми из них. А если вы не будете делать всего этого, то обязательно останетесь без армии. В общем, все как положено. И все же эта типичность
ничуть не мешает «Битве за Харьков» иметь и некоторую индивидуальность. У игры достаточно оригинальных черт, которые никак не позволяют назвать ее вторичной. Например, весьма скромные масштабы – все шесть кампаний (четыре за СССР и две за немцев) вписаны в короткий двухнедельный отрезок мартовского наступления нацистов. Зато выбранный себе кусок рассматривают с максимальной дотошностью. Если верить Graviteam, в «Битве за Харьков» даже противники
стараются действовать в соответствии с реально существовавшими планами.
Вам расскажут о том, как поступали на вашем месте настоящие командиры, а вот следовать этим советам или нет, решать уже вам. В конце концов, мы всегда любили ту же «Вторую мировую» за возможность самостоятельно придумать что-нибудь эдакое и за счет этого выиграть битву. В «Линии фронта» выдумывать легко хотя бы благодаря все тем же скромным масштабам. Несколько десятков пехотинцев, пятерка танков и пара орудий – по меркам «Битвы
за Харьков» это очень и очень приличные силы. Что ж, как говорится, чем меньше танков, тем больше чистого воздуха. Фланговый обход в «Битве за Харьков» – вещь совершенно обыденная. Только не забывайте, что противник тоже всегда готов устроить танковое сафари по вашим тылам – AI показывает очень приличный уровень.
Оперативный режим
Само сражение ведется до тех пор, пока одна из сторон не будет разбита или не признает себя побежденной (или оба полководца не согласятся на ничью). Впрочем, на самом деле важна не победа, а количество выживших участников. Иногда лучше признать себя проигравшим, чем выиграть ценой больших потерь... Тут самое время подробнее рассказать о главной «необычности» «Битвы за Харьков». Дело в том, что сражения – это лишь одна сторона игры. Вторая половина – так
называемый оперативный режим. Миссии как таковые в «Линии фронта» отсутствуют: когда выбираете ту или иную кампанию, перед вами оказывается разбитая на клетки карта, чем-то напоминающая об упомянутом выше Panzer General.
Вот речка, вот лес, вот населенный пункт, а вот ваши подразделения, обозначенные значками. Где-то с другой стороны – войска противника. Дальше все просто: двигаем свои подразделения, потом ход делает противник, и так до тех пор, пока два подразделения
из разных армий не окажутся на соседних клетках. После этого можно трубить сигнал атаки и телепортироваться на поле боя. По истечении оговоренного числа ходов объявляется финал и подводится итог: либо наступавшим удалось выполнить стратегическую задачу, либо обороняющиеся отразили нападение.
Сначала вы так рветесь в бой, что на «оперативную» карту почти не обращаете внимания. И лишь со временем понимаете, что от ваших действий в этом режиме победа зависит даже больше, чем от действий непосредственно на поле боя. Слишком много здесь факторов, способных повлиять на исход битвы. Где будет проходить сражение? Отличная идея – навязать фашистским танкам бой где-нибудь в лесу или на переправе. Когда будет проходить сражение? Бой под покровом ночи, когда видимость равна нулю, существенно
отличается от дневного наступления. Наконец, кто будет участвовать в сражении? На поле боя оказываются не только два вступивших в конфронтацию подразделения, но и все отряды, находящиеся на соседних участках, поэтому вопрос численного превосходства стоит очень остро. Оперативный режим кажется отличной альтернативой привычным миссиям – хотя бы в силу своей новизны. И если раньше мы вынуждены были играть по заранее установленным правилам («возьмите три танка, форсируйте речку, отбейте сарай»),
то теперь вы сами решаете, на каких условиях давать сражение.
Чего «Битве за Харьков» не хватает для полного совершенства, так это, что называется, реиграбельности. Мультиплеера нет (по крайней мере, пока). Карты в оперативном режиме слишком маленькие, чтобы на них можно было каждый раз изобретать разнообразные тактические комбинации. Противостояние вообще обычно сосредоточивается на нескольких ключевых клетках, а три битвы подряд в одинаковых условиях – это довольно утомительно. Отчасти исправляет ситуацию редактор, позволяющий сгенерировать
любую ситуацию, но и панацеей он не является… Еще «Битве за Харьков» не хватает технической завершенности. Не зря первый патч появился практически на следующий день после того, как стала продаваться игра. Наличие ошибок в финальной версии – это ведь тоже характерная черта русского варгейма. Впрочем, «Линия фронта» все равно стоит того, чтобы с ней познакомиться хотя бы ради изучения любопытного оперативного режима. А там, глядишь, втянетесь
и незаметно для себя пройдете все до конца, а потом еще долго будете вспоминать, как ловко накрыли фашистов при переправе у деревни Тарановка.
|
|