|
Хотите встретиться с Богданом Хмельницким или даже посетить царя Алексея Михайловича прямо в его палатах? «Огнем и мечом» предлагает это сделать, отправившись в середину XVII века и написав историю одного героя. Историю долгую, но интересную, уж не сомневайтесь.
При пристальном рассмотрении «Огнем и мечом» вызывает противоречивые чувства – есть ее за что поругать, но есть и за что похвалить. И все же начну с похвал – атмосфера восточноевропейского XVII века в игре восстановлена достаточно точно. Тут вам и уникальная архитектура для каждого города или крепости (двух одинаковых штурмов не будет, и не надейтесь), и воссозданные предметы экипировки (включая мой любимый панцирь крылатого гусара), и сюжетные диалоги.
Базовая (1.011) версия «Огнем и мечом» оставляет тягостные впечатления, кажется даже, будто ее совсем-совсем не тестировали. Кампания за Речь Посполитую не работает, вылеты идут один за другим, владения приносят миллионы и даже миллиарды дохода (кто не понял – этого герою хватит до конца жизни, и не одной), зато болезни выкашивают ваш отряд со скоростью, приближающейся к световой… В общем, если возможности скачать или найти последний патч у вас нет, лучше пока игру не брать. Тем более что даже «заплатка» 1.014 всех проблем не решает – к примеру, в украинском сюжете до сих пор имеется «затык», да и в «жечьпосполитом» сценарии не все гладко (подсказка – постарайтесь не спешить с уничтожением Швеции, чтобы не пришлось переигрывать с начала). Кроме того, владельцы Vista или Windows 7 не застрахованы от вылетов на рабочий стол. Неприятно, но факт.
|
| |
Административное здание, церковь, хатки – все выглядит таким родным и знакомым. Особенно если вы происходите из земель, принадлежавших когда-то Речи Посполитой. | | В трактире можно нарваться на кулачную драку или даже на дуэль с посетителем. Правда, дуэль какая-то странная – трое на одного (подсказка: трое – не с вашей стороны). |
О сюжете стоит сказать особо – ведь именно он является одним из сильнейших козырей проекта. Для трех фракций (Московского царства, Речи Посполитой и Запорожской Сечи) написаны особые истории, в которых главная роль отводится именно вам (крымчаки и шведы остались без «авторских» приключений, о причинах этого чуть ниже). И неважно, будете вы спасать страну от шведского «потопа» или же возводить себя любимого (при помощи немаленькой армии, разумеется) на московский трон, скучать не придется. Ждет вас и мнимое предательство, и побег из тюрьмы, и встречи с великими людьми, и даже посещение гарема (правда, пикантных подробностей не ждите, на полную перерисовку женских моделей и их анимацию разработчики не решились). А еще – интереснейшие диалоги, читать которые по диагонали настоятельно не рекомендуем (именно в них порой содержатся важные подсказки, помогающие продвинуться дальше по сюжету). Кстати, разработчики обещают особый приз тому, кто первым пройдет три ветки до конца и представит доказательства этого, но, боимся, ждать церемонии торжественного награждения придется до выхода следующего патча (автор пользовался версией 1.014). Багов предостаточно и по сей день – сталкиваться с проблемами вы будете регулярно, и совет тут лишь один – почаще записывайтесь и делайте резервные сейвы в ключевые моменты кампании, чтобы при случае нашлось куда вернуться, если история героя зайдет в тупик. Впрочем, тупик может оказаться совсем не тем, чем кажется – если что-то не получается, попробуйте поспрашивать у спутников (обычно один из них «квестовый», как пан Заглоба или Мамай) или пообщаться с ключевыми фигурами (воеводами там или полковниками). Разгадка может лежать на поверхности. Если, конечно, разгадка существует и вы не попали в банальный «затык».
Увы, но движок, похоже, не позволил привести все происходящие события в соответствие с сюжетом. Поэтому не стоит удивляться, если встреченный вами воевода рассказывает о том, что Речь Посполитая воюет с Московией и дружит с татарами, тогда как экран межгосударственных отношений демонстрирует совсем иную картину. Страны вольны в выборе политики, но иначе сделать, пожалуй, нельзя. Да и не так интересно было бы, если б у AI отобрали свободу выбора. Пусть даже частенько зависящую лишь от того, «что на кубиках выпало».
|
| |
Локации нарисованы с любовью – штурм каждой из них хоть чем-то, да отличается от всех прочих. И за это создателям полагается большой пряник. | | Ваш покорный слуга в наряде крылатого гусара. Конечно, еще не факт, что в таких доспехах ходили в бой, а не на парад, историки, как говорится, не определились. |
Определенные проблемы есть и с балансом – на взгляд автора, казаки получились послабее прочих, да и крымские татары совсем не выглядят страшными. А вне конкуренции, похоже, шведы с рейтарами и Речь Посполитая с крылатыми гусарами. Сочетание этих двух родов войск способно принести вам победу чуть ли не в любом бою и даже при штурме (и это притом, что брать крепости приходится в пешем строю, коней отбирают по-прежнему). Виктории можно попробовать добиться и с помощью большого числа стрелков, но кавалерийская лава или такой же набор стрелков без труда противостоят этой тактике. Останется прикрывать своих мушкетеров копейщиками, только от ударов кавалерией в тыл это не спасает, да и разрекламированные вагенбурги (полевые укрепления из подручных средств) не панацея – проверено на практике.
А вот переработанные штурмы порадовали – осажденные гораздо охотнее сдаются в случае вашего явного преимущества, лестниц на стены можно поставить несколько (а не одну), вполне реально пробить брешь в стене, подложив мину, ворваться в город или отравить колодцы, сократив численность гарнизона. В общем, вариантов масса и скучная (скученная?) драка на одном участке стены из Mount & Blade ушла в прошлое. Но и здесь не все гладко – скажем, внутри крепости Измаил не хватает одной лестницы, ведущей к главному оплоту защитников, так что сакраментальный вопрос «Кто взял Измаил?» превращается в «Кто-нибудь взял Измаил?». Утрируем, конечно (стрелки вам в помощь), но осадок, как говорится, остался.
В странствиях вам обязательно попадутся известные (или просто интересные) персонажи. Взять, например, Жака де Клермона, знакомца д’Артаньяна – к слову, парень отзывается о знаменитом мушкетере отнюдь не самым лестным образом. Занятна и история Влада Цепеша (да-да, того самого Дракулы) – попробуйте, кстати, при встрече взять его в команду и посмотреть, как на это потом отреагируют спутники. Да и ксендз Спасокукоцкий – что-то с чем-то, похож на незабвенного фельдкурата Отто Каца из «Похождений бравого солдата Швейка». В общем, герои разработчикам удались на славу, с этим не поспоришь.
|
| |
«Лоскутности» карты в определенные моменты позавидовала бы даже Киевская Русь (века эдак XIII). Ну, ничего, соберемся с силами, продвинемся по сюжету, все города, крепости и села нашими будут. | | Как говорится, «Очень приятно, царь!» |
Однако вернемся к двум обиженным странам, о которых уже заходила речь выше. На вопрос, почему же Крымское ханство и королевство Швеция не удостоились отдельных сценариев, разработчики отвечают, что им попросту не хватило времени. Делай они не три кампании, а пять, работы над игрой затянулись бы минимум до февраля. Но, думаю, никто бы на это не обиделся, во-первых, потому что пять все-таки больше трех, а во-вторых, возможно, именно этих месяцев и не хватило отделу тестирования на то, чтобы довести игру хотя бы до уровня оригинала (а может, чем черт не шутит, и превзойти его). Теперь же нам придется скачивать патч за патчем (второй, версии 1.014, явно последним не будет) и каждый раз начинать прохождение заново. А терпения на это хватит не у всякого, и доверие к авторам может иссякнуть. Надеемся, этого не случится – уже готовые сценарии и воссоздание атмосферы XVII века показали, что студия «СiчЪ» способна на большее. Особенно если в следующий раз в аналогичной ситуации она сможет уговорить издателя отложить релиз на пару месяцев. Даже ценой непопадания в рождественские чарты продаж.
К сожалению, прекрасный дух эпохи, который должен был стать главной фишкой игры, во многих эпизодах попросту развеивается. Половина стандартных диалогов в несюжетных квестах вовсе не переписана, и Алексей Михайлович говорит, как какой-нибудь сеньор из M&B, слово в слово.
Некоторые фишки, обещанные разработчиками, хорошо выглядят на словах, но реализованы ужасно. Возьмем те же драки в кабаках. Идея – отличная. И, казалось бы, что сложного – сделать кабак боевой локацией после диалога, чтоб можно было вволю попрыгать с саблей по столам, сбивая ногами кубки и глиняные кувшины… Фигушки – чтобы подраться, надо подойти к специальному драчуну, сделать ничего не решающий выбор между репликами и… очутиться посреди главной городской площади напротив троих бойцов, одетых в униформу для потасовок. Некрасиво!
Вторая проблема – историческое вооружение. Пороховое оружие сделано довольно интересно, заряжать долго, зато эффект мощный. Но почему не реализованы соответствующие тактики? Мы не можем заставить солдат задержать выстрел, чтобы потом пальнуть по врагу в упор! Только беспорядочный огонь… А если приказать им не стрелять – они даже ружья не зарядят. Наши мушкетеры не прячутся под пики пикинеров, приседая перед (а не за) ними – а это распространенный прием в ту эпоху. А пикинеры по-прежнему не умеют ходить строем и потому плохо защищают от кавалерийских атак.
Вот такой печальный мод вышел. Гораздо хуже многих самодельных!
|
| |
Азак-Кале – это не отряд, а город, но на карте с какого-то момента стал отображаться фигуркой армии. Вот вам лишь один из многочисленных мелких багов «Огнем и мечом». Ждем следующего патча… | | Огнестрельное оружие – штука хоть и страшная, но не панацея. Пока будете перезаряжать свой мушкет, враг подбежит и как вдарит… Если, конечно, вы не на коне и не сможете отъехать и выстрелить. Впрочем, пальнуть-то могут и в вас, так что не удивляйтесь, упав без сознания от хедшота. |
|
|