The Settlers — апогей, ярчайшая демонстрация мысли немецкой игровой школы. Это экономическая стратегия для самых дотошных, где у вас не три вида товаров, не восемь, а более тридцати. И практически все они нужны. То есть нам приходится скрупулезно разрабатывать производственные цепочки, выбирать оптимальные пути получения того или иного продукта, а затем наслаждаться хорошо отлаженной системой.
Вот только не очень долго. Ибо как только вы все сделали и наконец-то вышли на тот уровень, к которому стремились, — все заканчивается. Да, это особый вид экономических стратегий. Понравится ли он именно вам? Сейчас и узнаем, ибо мы приступаем к разбору The Settlers 7: Paths to a Kingdom.
А вот и наше маленькое королевство. Вскоре оно станет гигантским.
The Settlers стоит разделить на две составляющие — кампанию и свободные сражения. Это как бы две игры в одной. Так часто бывает. Возьмем хотя бы Battlefield: Bad Company 2 или Modern Warfare. С одной стороны — сценарий, с другой — динамичные поединки с товарищами. В стратегии же свои разграничения. И мы начнем с разбора сюжетных миссий, которыми нас и встречает проект.
Нам быстренько в красивых картинках рассказывают историю о молодой принцессе, которая «к успеху идет» — собирается становиться королевой. Для этого ей надо побороть злобного врага, который мучает женщин, издевается над детьми и вообще ничего не понимает в плодородии, сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых. Что для стратегии экономической вообще кошмар.
Когда играешь, невольно ищешь красивые ракурсы. Великолепная графика располагает.
Также есть небольшие проблемки и в балансе. Уже в первых миссиях, когда игрок только знакомится со здешней экономической системой, ему отвешивают смачные затрещины за любую невнимательность. Допустим, вам надо нанять дюжину мушкетеров, чтобы победить в бою, но все деньги вы потратили на копейщиков. Просто из-за невнимательности, ибо не понимали, что делать точно надо. И теперь пройти задание невозможно, ведь продать ничего нельзя, а золото добывать негде. Начинайте заново. Пускай вы уже и потратили полтора часа…
Потому кампанию надо воспринимать исключительно как тренировку, где можно изучить простую, но замороченную механику этой стратегии. Ну, или как некоего гида, который ведет по королевству The Settlers 7 того, кто сам себя занять не может. Но это путь туриста. Прогулялись, осмотрелись, но жить здесь не собираетесь. Мол, спасибо за интересную десятичасовую экскурсию, но мы поехали в свои «Старкрафты», «Модерн Варфееры» и прочие «Нидфоспиды».
Сюжет в кампании показан вот такими заставками. Мы будто читаем книгу.
Ну а коль вы не турист, а поселенец, и собираетесь основательно взяться за стратегию, то кампанию можно слать в экономическую преисподнюю на миссии так пятой. Механика примерно понятна, поэтому надо начинать уже «свой бизнес». Для начала стоит запустить свободную игру против компьютерных оппонентов. И именно в таком поединке вы увидите, в чем же суть «немецкой школы».
Но дабы для вас это не было неприятным сюрпризом, давайте разберемся, как тут вести хозяйство. Например, вы хотите разрабатывать инструменты, чтобы можно было строить еще больше зданий, и рабочие не переставали трудиться на благо поселения. Но беда в том, что некоторых необходимых ресурсов нет на вашей территории. И тут любой экономист поднимет руку и скажет, как быть. Надо начать торговлю.
И сразу второй вопрос: чтобы покупать да продавать, нужны кто? Правильно, торговцы. Но они не появятся в нашем государстве, если мы не заплатим им и не предоставим дорогие одежды. Поэтому придется сделать две цепочки. Наладить штамповку монет и устроить пошив рубашек.
У каждого NPC есть своя модель поведения. И если вы понаблюдаете несколько секунд за любым строением, то увидите много интересного.
Но постойте! Они отказываются работать, если их не кормить. Причем кормить можно как простой пищей, так и дорогой. К еде плебеев относятся хлеб и рыба. И если последнюю можно просто выловить в реке без труда, то для булочек понадобится засеять поля пшеницей, построить амбар и соорудить мельницу. Получим муку. Но на муку, так сказать, масло не намажешь. Надо вырыть колодец, где можно брать воду, и заложить пекарню, откуда уже сами плюшки да ватрушки и станут появляться.
Дорогая пища — это мясо. И тут уже все не так просто, как с рыбой. Мало убить кабана. Надо его разделать и правильно превратить в колбасу.
Все, производство налажено. Шахтеры кушают рыбу, штамповщики золота поглощают мясо. И в нашем королевстве появляются первые монеты. Но ведь мы еще не разобрали цепочку создания рубашек. И уверяю вас, недостаточно для этого поставить одно здание. Надо пасти овец, стричь их, превращать мех в нитки, а потом уже из них создавать кафтаны. И для всего этого — отдельные ресурсы, отдельные затраты и отдельные строения.
Война здесь выглядит смешно и отчасти даже нелепо. Но без нее никуда.
Вот здесь показаны все очки победы, которые надо получить, дабы одолеть противника в сетевом режиме.
Удивительно, что все самое сочное и вкусное в экономической стратегии находится в сетевом режиме. Ибо жанр этот все же для «одиночек». Часами сидишь, планируешь, наслаждаешься строительством и сладким чаем темной ночью. А производство идет, появляются новые товары, больше денег и так далее.
Да даже по описанию выше кажется, что Paths to a Kingdom должна быть самой неспешностью. Пока все игроки наладят производство, потом начнут нанимать армию, а уж пока дойдет до финального сражен… Стоп. Нет тут никакого финального сражения. И одерживает верх тот, кто первым набрал определенное количество очков победы.
Дают их за простые достижения. Кто шустрее захватил пять локаций, тому очко. И игроки стараются быстро отправлять свои войска на соседние территории, солдаты только и успевают шляпу придерживать, бегая от одной крепости к другой, — стоять некогда, конкуренция большая. Другое задание: изучите первым семь технологий. И монахи штудируют книги, пьют пиво не в свободное время, а прямо во время чтения священного писания, откуда они спешно и достают знания о мире. Ну а пока ваши подчиненные заняты своими поручениями, вы судорожно строите новые и новые здания, дабы первым отправить на работу 25 крестьян и приблизиться к победе.
Наличие живого соперника всегда подначивает и заставляет думать продуктивнее. Ведь какой смысл ломать в кампании голову над тем, как из одной цепочки побыстрее перейти в другую? Все равно победите в конце концов. А здесь та самая «нормализация производства» очень важна. И кто лучше расходует ресурсы, за тем и партия.
Но, увы, болеет игра главными болезнями всех не «ртсных» стратегий. Бои хоть и не затянутые, но они все же долгие. От сорока минут до полутора часов. И потому пользователи порой просто покидают матчи. И вроде бы вы так весело вырываетесь вперед, а компьютер вам уже сообщает: «Соперник вышел». А это не StarCraft 2. Здесь не результат важен, а процесс.
За врагом можно наблюдать постоянно. Тумана войны нет. Да и не нужен он.
The Settlers 7 — отличное продолжение серии, которое можно любить и как звено в цепочке игр, и как отдельную стратегию. Она не хардкорно-экономическая. Но и не казуальная. Она просто приятная, ее можно рекомендовать всем, кто хочет просто с удовольствием посидеть за чем-то интересным и нетребовательным к скорости кликанья мышкой. Особенно стоит обратить внимание на сетевой режим. Он чуть ли не лучший в жанре. Никакой скуки и медлительности. То, что и надо в наши дни.
Плюсы: отличные стилистика и анимация каждого персонажа; интересное создание производства; прекрасный сетевой режим.
Минусы: слабый сюжет в кампании; жесткие наказания в миссиях; да и в целом кампания не ахти.
Видео обзор