Lionheart: Kings' Crusade — это отчасти идейное продолжение Crusaders: Thy Kingdom Come, хотя и очень условное. Также здесь видна преемственность и King Arthur, хотя тоже не в полной мере.
Модели солдат прорисованы очень хорошо, и вообще игра внешне выглядит неплохо.
И когда наступаем на новую клеточку, зовущуюся провинцией, начинается тактическая битва. Поединки привычны. Как и в Total War, у нас есть разномастные группы солдат, такие как кавалеристы любых сортов и размеров, лучники, мечники, копейщики. Все те, что существовали во время Третьего крестового похода. Ландшафт тоже реалистичный — много пустынь и небольшие арабские городишки, построенные из желтого камня.
С виду оба режима знакомы. И не скажешь сразу, что игра принципиально отличается от собратьев. Ходим по глобальной карте, деремся в тактических битвах. Знакомо? Еще как! Но ведь Neocore Games смогла в прошлый раз удивить нас, неужели в этот с задачей не справится?
Городские сражения. Их не так уж и много, но они весьма непростые.
Отличия и особенности все же есть. Вот мы попадаем на глобальную карту, начинаем там ходить-бродить. Кого-то победили, что-то захватили, и наш полководец, известный обладатель львиного сердца, начинает активно намекать, что армия, словно домашний питомец, чахнет без внимания.
Открываем окно войск, а там — плюсики горят над иконками солдат, какие-то пустые слоты под оружие, параметры для повышения и понижения. Оказывается, здесь есть ролевая система, причем не самая простая, не та, что делается для галочки, дабы потом на диске пиарщик мог гордо написать: «С ролевыми элементами».
В каждом бою все юниты получают очки опыта и на глобальной карте, позже, мы их распределяем. Допустим, есть у нас отряд мечников, который мы любим ставить в первые ряды. Он всегда урон принимает. И этой группе можно либо повысить атаку, либо защиту, либо увеличить боевой дух или же улучшить выносливость. Для бойцов, которые исполняют роль «стены», самое главное — крепкие щиты, головы и нервы. Потому и развиваем их по этому пути — поднимаем параметры обороны и морали. После семи-восьми схваток об этих мечниках сарацины будут уже шептаться на рыночных площадях, мол, ох уж этот христианский бог — не по правилам играет, в земные битвы ангелов своих неубиваемых присылает!
Представим, что есть точно такой же отряд, но используется он у нас совершенно иначе. Его мы всегда бросаем с фланга или с тыла. Задача — быстро уничтожить врага. Не держать его на себе, а быстро порубить всех. Тогда уже мы будем повышать силу атаки. И через несколько часов два одинаковых по названию отряда станут абсолютно не похожи друг на друга.
В таких окнах мы и делаем из солдат сверхлюдей.
Однако повышение параметров — это не единственное, что улучшает армию. Каждый отряд можно еще и экипировать. В бою вы подбираете оружие, броню и зелья, а затем раздаете все это своей армии. Кому-то дадите меч, который увеличивает скорость атаки, другие получат клинок, наносящий больше урона. Один доспех делает рыцарей подвижнее, другой позволяет им тверже стоять под стрелами.
Напитки — это что-то вроде магии в фэнтезийных вселенных или допинга в фантастических. Отхлебнули солдатушки из граненого стакана какой-то прозрачной жидкости — и перестали бояться. Выпили что-то другое — тридцать секунд рубят врага активнее.
Вообще, такой «менеджмент» весьма интересен. Если в Total War просто жалко павших, то здесь это катастрофа. Войск у нас не так много, сражаемся относительно небольшими группами, где каждый выполняет важную функцию. Потеряй кого-то, и новобранцы уже не смогут делать то же самое столь эффективно. Умрут наши мечники-скалы, кто станет сдерживать мириады сарацин? Еще не видевший крови юнец, который считает, что веры в душе и креста на щите достаточно, чтобы выдержать сотни ударов?
Потому тактика в Lionheart: Kings' Crusade немного отличается от того, что мы видели в Total War: здесь пушечного мяса нет, а вот рыцарей-богатырей — сколько угодно.
Одна из «контрольных точек». Как только захватим эту позицию, вторая ступень сражения будет пройдена.
Правда, здешние битвы иные не только из-за силы и исключительности солдат, разработчики придумали интересную «фишку»: они поделили тактические сражения на несколько этапов.
Сначала, допустим, нам необходимо отразить наступление противника. Мы держим позицию, обороняемся, враг заходит с разных сторон, но мы не сдаемся. Все, этап закончился, экран гаснет, и вот мы уже немного в другом месте — пришел черед брать город противника. Нам позволяют установить катапульты и баллисты, вновь расставить войска. Все сделали — продолжаем. Идет осада, мы ломаем стены, защищаем орудия. Такое ощущение, будто это уже следующее сражение, но оно внутри основного. После того, как мы поднимем наш флаг на главной площади, начнется заключительный этап. Там тоже будет нечто интересное.
Такая структура делает схватки гораздо более разнообразными. Если помните, в Total War нам обычно надо просто перебить все силы противника. По карте ходят армии врага, мы их ловим и ликвидируем. Это здорово, но очень привычно. Здесь все более «сюжетно». Ну, или «заскриптовано», если хотите. Разработчики особо подготовили каждую битву — и это отличная идея. Поединок толпа на толпу — удел сетевого режима. В одиночном же здорово, когда есть композиция.
И, что любопытно, задания (эти ступени) в одном и том же бою могут быть различными. Здесь в дело вступает уже политика. В мире Lionheart существуют четыре фракции, и все они хотят, чтобы мы с ними дружили. Но у каждой об этой дружбе представления весьма… особенные. И проявляется любовь к ближнему у них обычно в те минуты, когда мы собираемся ринуться в атаку (в кампании за сарацин этот аспект выполнен несколько иначе).
Каждая фракция рассказывает, почему именно ей мы должны помочь, и что она от нас хочет.
Также наши друзья помогают нам еще и рекрутами. На одном из этапов битвы они дадут неплохое подкрепление. Порой такое, что только им и можно сражение выиграть. Так что нам приходится крепко думать, с кем же все-таки дружить и кто нам по духу ближе.
Ну и, в конце концов, все это увеличивает разнообразие. Можно всегда попробовать иные способы прохождения. Особенно если проиграли. Сражения порой весьма сложные, так что продуть немудрено. А зачем второй раз повторять все заново? Куда приятнее действовать иначе.
В игре нет дорогих и зрелищных роликов. Только такая книга с рисунками да заставки на движке.
Lionheart: Kings' Crusade — весьма и весьма интересная стратегия. Причем, помимо кампании за крестоносцев, есть еще история за сарацин, о ней я специально не рассказывал, дабы вы получили самые свежие впечатления. Недостатки у проекта, конечно, тоже имеются: временами скучные поединки, некоторые огрехи AI и прочее. Но они малозначимы. Игра добротная — советуем.
Плюсы: интересная для жанра ролевая система; многоступенчатые поединки; неплохая графика.
Минусы: игра порой вылетает на рабочий стол; солдаты толпятся, накидываются на тех, кого трогать им не приказывали, идут не самыми короткими путями; невозможно сохраняться во время боя.