|
Говорят, "суди человека не по словам, а по делам", но ценность наших дел определяется намерением. Например, ухаживать за девушкой можно с серьезными намерениями, а можно с легкомысленными. И если сама девушка об этом не думает, то отношение ее родителей к ухажеру будет сильно зависеть от того, какие намерения они в нем предполагают. Или возьмем более серьезный пример - убийство человека. Если я хладнокровно задумал, спланировал и осуществил убийство, то приговор суда будет очень строг, но если же я убил не намеренно, или в состоянии аффекта, то приговор будет значительно мягче. Если же я на войне, защищаю отечество, убиваю врагов своего народа, - тогда я и вовсе герой. То есть важно, почему и для чего - для собственной выгоды или ради защиты. Если для защиты себя, то это допустимо, но если для защиты народа, то это героизм. Правда такой герой, убивающий врагов своего народа, может выглядеть чудовищем в глазах народа другого. Война дело грязное, в ней сталкиваются интересы государств. Страны, как и люди, отстаивают свою выгоду на территории большой коммунальной квартиры, которая называется "планета Земля". Война выгодна даже не народам, втянутым в нее, а политикам, эту войну развязавшим. И вот мы опять упираемся в намерение: война может быть освободительная, захватническая или решающая локальные политические задачи. Что же такое намерение? Теоретически намерений может быть два: ради себя и не ради себя. Но если не ради себя, то для кого? Взрослея, человек обычно понимает, что он связан с людьми и его благополучие зависит от других. Он учится взаимодействовать с внешним миром, быть полезным людям, исполнять их желания, и это ради того, чтобы получить хорошее положение в обществе и все связанные с этим преимущества. Есть люди, с которыми мы связаны узами родства, дружбы или принадлежности к одной партии, землячеству, кружку по интересам. Этих людей мы отчасти отождествляем с собой, и бывает, готовы действовать ради них. Чем ближе к себе я ощущаю человека, тем с большей готовностью я ему помогаю, и такая помощь тоже не выходит за рамки действия ради себя. Меня может задеть, то есть выбить из комфортного состояния, беда совершенно чужого человека. В этом случае я помогаю ему, чтобы вернуть себе покой, хотя внешне такая помощь может казаться вполне бескорыстной. Недаром говорят, "благими намерениями выстлана дорога в ад". Нам кажется, что мы хотим "как лучше", а получается "как всегда", ведь намерение, как бы красиво оно не выглядело, все время - ради себя. Поэтому за все время существования человеческой цивилизации мы так и не нашли форму счастливого существования. Поэтому мы не можем договориться с собственными детьми. Поэтому мы не воспринимаем большую часть мира вокруг себя. Наши чувства впитывают значительно больше информации, чем осознает ум, ограниченный постоянно направленным внутрь себя и настроенным на поглощение намерением. Намерение нельзя увидеть глазами, в нем участвует сердце - то есть желания человека. Но можно "проникнуть" в свое сердце, изучить его свойства: как оно относится ко мне самому, к другим людям, ко всему миру. Сердце можно "расширить" и действовать в нем, направляя, соединяя, перемешивая между собой внутренние силы, мысли, желания. И тогда, если сможет человек выйти из намерения ради себя, то совершенно другой мир откроется перед его глазами. Он увидит, что все люди, по сути, - это он сам. Он почувствует их желания, их страхи их надежды, как свои, и больше нечего будет делить, скрывать или бояться, и действия, совершенные с намерением ради других, смогут быть действительно успешными.
|
|